Темой для этой статьи мы выбрали тему о межстрочном пространстве в почерке. Давая совсем краткое определение, Одем называет межстрочное пространство – показателем «уникальной перспективы» личности.Также небезинтересно, что с типологической (по Кречмеру) точки зрения, говоря о расстоянии между строк, можно говорить о существующей тенденции, при которой более значительные расстояния характернее для шизотимного темперамента и ментальности; тогда как меньшие расстояния – для циклотимного темперамента (Одем).
Каждый из нас пытается вести линию своих действий в жизни, от прошлого к будущему, глядя на них в некой перспективе – краткосрочной или долгосрочной. Расстояния между строками, написанными от верха и до низа листа, проистекают от «отрезка перспективы», используемого пишущим на различных этапах своих действий и поведения при прокладывании себе дороги к самореализации. От появления инициативы – сверху, в начале листа, и до ее воплощения в его конце. Расстояние между строками, примерно равное высоте средней зоне этого же почерка, будет считаться нормативным. Выполнение интервалов может нести две основные функции:
1. «Воздушный мост (или переход)» – когда промежуток незримо, не отображенным на бумаге движением, связывает части содержания, лишь технически (формально) разбитого закончившейся строкой.
2. В противоположность принципу связывания, вторая функция – это «ощущение дистанции», которое выражается в отделении и отдалении строк. Чем оно больше, тем более откладывается, отторгается начало следующей строки (действия). Это – временное запаздывание в реализации графического выражения.
Общее у этих двух функций (соединение и разделение) – временной фактор, но мы говорим не о времени вообще, а о субъективном отношении пишущего к фактору времени, к его использованию. Таким образом, значение имеют:
1. Длина пути – в соответствии с реальным измеримым расстоянием, разделяющим строки;
2. Темп, или скорость почерка. В быстром почерке и относительно крупное расстояние может выполняться за более короткое время, чем необходимое для меньшего расстояния при замедленности скорости.
Значит, и большое и маленькое расстояние между строками бывает и при быстром,
и при медленном почерке. Это важно, поскольку одни сочетания –
естественнее других. Например, маленькое расстояние между строк более
гомогенно (характерно, естественно – хотя и не обязательно) для быстрого
почерка, тогда как большое – гетерогенно. Для большого же расстояния
– все наоборот. Почему?
Не пытаясь сейчас пересказывать во всех подробностях учение Одема, отметим несколько «мотивов», чтобы дать представление о био-психологической подоплеке данных закономерностей.
Эмоциональный аспект. Эмоция как она есть сама по себе, не терпит разделенности, задержек, стремится к самовыражению, безотлагательному и непосредственному действию, к непрерывности, чтобы исчерпать себя, отреагировать до конца (сокращение пути и времени).
Эмоциональный человек чувствует, что «теряет время» – однако, это ощущение не связано с логической необходимостью в планировании и рассудочностью, это – сила чувств, «проглатывающая» время, самозабвенность и погруженность в действие.
Отсюда – размывание границ пути и времени: чем человек эмоциональнее или импульсивнее, тем менее он способен вытерпеть какую-либо «пустоту» и тем он более склоннен сокращать ее «воздушными мостами», с помощью уменьшения расстояний между строк. Часто – до беспорядочности, а в редких случаях – «дотла», до «дыма столбом и удушья», которые уже будут свидетельствовать об эмоциональной гиперактивности; до «конечной точки», до «последних сил» и потери адекватности. Это может быть от любви, от страсти или от агрессии, так или иначе – эмоция ослепляет, сбивает, затуманивает суждение, затрудняет ориентацию и мешает спланированному направлению действий. Инстинктивная уверенность подменяет сознание и логику.
Итак, малое расстояние между строками при быстром почерке – более гомогенно для эмоционального аспекта. Но бывает, что в быстром почерке – поспешным, размашистым, нетерпеливым движением раскинутся большие расстояния. Это – может быть бессилие связи эмоции с собой, самоосознанности, авантюризм, растратность, произвол.
Рациональный (логический) аспект. Рассудок требует: «не делай этого», «подумай», «подожди» и т.д. Рассуждение, проверка, критичность – все для того, чтобы прийти к некому конструктивному плану. Такая критичность требует дистанции, расстояния, отстранения – во времени и месте – от происходящего или своего действия. Расстояние – открывает перед нами горизонт, позволяющий воспринимать частности в правильной перспективе, а также оценивать их более объективно, поскольку «отрывает» наше суждение от излишней вовлеченности в субъективное восприятие эмоций.
Думать – значит, проделывать некое скрытое от глаза окружающих действие, которое выглядит как «пауза», «остановка». Вся основа действия происходит внутри, не в видимой экспрессии.
Одем сравнивает рациональный процесс с тем, что происходит в компьютере: все «соображения» и «логические цепочки» скрыты от наблюдателя, мы видим лишь результат. Компьютер никогда не делает ничего, «не подумав», это его суть. Мыслительный «ход» в почерке обнаруживается нам только по расстоянию от предыдущей «станции» – строчки.
С почерком дело происходит также, как и в случае с компьютером, когда не время, затрачиваемое на какую-либо операцию, а то, какие это операции и каким образом компьютер используется – характеризует качество его работы и функциональность.
Нельзя судить о природе или качестве логического начала пишущего лишь по расстоянию между строк, – в частности, необходимо учитывать и скорость почерка и уровень личностного развития.
Для логического аспекта гомогенно сочетание большого расстояния между строк с относительно медленным почерком. Адекватное расстояние будет говорить об эффективном сочетании противоположностей: с одной стороны, достаточной для объективного суждения, отстраненности, а с другой – умения при этом не терять «нить», живую связь с происходящим.
Слишком увеличенное расстояние, особенно в медленном почерке говорит о риске «потери связи», оторванности от реальности, изоляции от происходящего. Такой человек может переоценивать отдельные «переменные» и не видеть «леса за деревьями», может быть не адаптирующимся – например, по причине страхов, чувства неполноценности, нерешительности, одиночества, – так или иначе, это уже внутренняя «разобранность».
Большое расстояние, выполненное спонтанно – дает не ощущение соединения, а ощущение расстояния, жажду свободы, что при высоком уровне личностного развития выражается в позитивном чувстве своей значимости, в стремлении к независимости. При низком – такое сочетание даст переход границ, авантюризм, поверхностность, произвол и т.д.
Для логического аспекта будет гетерогенным малое расстояние между строками, особенно в медленном почерке. Перед нами – «парадоксальное поведение»: казалось бы, такая сдержанность должна облегчить «отстраненность» и чувство дистанции пишущему, но на деле отсутствие пространства, теснота строк, несмотря на медленную скорость, – свидетельство не столько нарушения логичности, сколько некоего мешающего эмоционального расстройства при этом. В отличие от чрезмерного пространства между строк, здесь – наоборот, «преувеличенная внутренняя собранность» – до душевного «удушья» и отторжения личной инициативы, человек не осмеливается сделать шаг вниз, боится «приземлиться», реализовать и реализоваться.
Одем также говорит об эстетическом и этическом аспектах, – если у наших читателей будет интерес, мы еще продолжим говорить о них в следующих статьях, а пока расскажем еще о нескольких нюансах, важных при анализе расстояний между строками.
Межстрочное пространство может нарушаться «вмешательством» верхней или нижней зоны в почерке:
1. Когда расстояние нарушается вмешательством нижних отростков, это может происходить как по причине экспансии нижних отростков, нисходящего движения с предыдущей строки, – так и по причине оптического неразличения, неспланированности в написании нижней строки по отношению к той, что над ней. В первом случае – это может быть динамичность, деятельность, стремительность, а также – ослепленность чувствами, поспешность и т.д. Во втором случае – это чаще всего душевное страдание, тяжеловесность, затрудняющие ясность ориентации и объективное видение перспективы.
2. Когда расстояние нарушается вмешательством верхних отростков, это происходит, конечно же, только благодаря нижней строке. Это «тест» на способность отстраниться от «предыдущего» (верхняя строка). При динамичном, быстром почерке это обычно связано с эмоциональным возбуждением, страстностью – восторженностью или гневом, амбициозностью и т.д. Но когда верхняя экспансия медленна, тяжела и жестка – здесь проявляется уже пораженческий склад, страх «заземлиться», витание в высших сферах, оторванность от реальности.
Еще важное примечание, которое мы встречаем у Одема: важно оценить не только саму по себе величину расстояний между строк, необходимо оценить и «поведение» этих расстояний, насколько они постоянны, какова цельная картина. Сохраняются ли расстояния между первыми строками – до конца листа, а возможно, это расстояние нарастает или уменьшается?
Только тогда мы сможем верно оценить и не ошибиться: является ли это «дистанция формальности», демонстрация своей значимости – при большем расстоянии в начале листа (если затем оно становится адекватнее внизу листа – значит, внутренне человек тянется к контактам). Или наоборот – о чем говорят более сжатые строки в начале и нарастающие расстояния между ними в конце листа? Это – зажатость из-за отсутствия уверенности, связывающая пишущего в начале действий, а затем, в процессе, ему становится легче и он лучше проявляет свой потенциал.
Если же мы видим явное сжимание и стесненность строк в конце листа – тут, опять, в зависимости от конкретного почерка, это может быть как нарушения рамок, преувеличенные требования, человек не считается с объективными условиями среды; так и, если уменьшение расстояния во второй половине листа и почерк выглядит гармонично и не чрезмерно тесными – о живой и продуктивной способности человека сориентироваться, ловко адаптироваться в окружающей среде.
Но не всегда и неизменное постоянство в расстояниях на протяжении всего листа – есть хорошо. Например, если человек пишет много текста, или приходится писать на маленьком листе, но он при этом продолжает сохранять одинаково большие расстояния между строк и текст не влезает – это тоже неумение сориентироваться, отреагировать, изменить свой стереотип, подумать вперед, адаптироваться к условиям жизни.
Инесса Гольдберг