Эту статью я хочу посвятить одному из самых ярких светил в израильской графологии, Исраэлю Одему.

Его научные труды глубоки и многочисленны, и наша очередная тема – лишь крошечная капля в океане почти двадцати томов одемского учения, стоящих на моих книжных полках.

Считаю, что такие статьи будут интересны не только профессиональным графологам, работающим по Одему, и было бы правильным хотя бы совсем понемногу знакомить и широкого читателя с отдельными, наиболее доступными для любителей, ценными жемчужинами самой современной графологической мысли.

Совсем коротко об отце «Графологии Потенций»: Исраэль Одем (Рубин) родился в 1908 году в Австрии, прибыл в Израиль в возрасте 14 лет по программе помощи детям-сиротам первой мировой. Посвятив более полвека графологической науке, не дожил менее двух лет до 2000 года, умер в возрасте 90 лет за своим рабочим столом.

Система Одема – это гибкая типология девяти форм экзистенциальной адаптации. Это, своего рода, девять «стилей проспособляемости» личности в жизни и социуме. Система  сформировалась в результате многих  десятилетий практики и исследований живого материала и не подгонялась под  уже существующие теоретические построения (типологии Карла .Г .Юнга, З. Фрейда и т.д.). Вместе с этим, учение хорошо коррелирует с классической психологией и служит надежным инструментом психодиагностики.

Каждая из 9 потенций – это гомогенный графический синдром: типичная группа признаков почерка, определяющая характерный тип поведения личности, образ и стиль жизни, мировоззрение, жизненную позицию, мотивацию личности и многое другое.

Сегодня мы поговорим разновидностях отдельных признаков – о нюансах, 
оказывающих влияние на анализ и, разумеется, на «потенции», которым Одем уделял большое значение, и, как можно видеть, не зря.

Например, возьмем один из наиболее простых для понимания и, казалось бы,  «очевидных» признаков –  слитность или раздельность написания. Если перевести буквально, Одем называет этот параметр в почерке степенью «непрерывности прикосновения».

В популярной литературе, либо у графологов-самоучек все просто: почерк может быть слитным или раздельным, в зависимости от первого или второго – говорит об одном или другом (значения могут варьироваться). Например, слитность почерка зачастую связывают однозначно с логикой и аналитичностью, а раздельность часто ассоциируется с почерком по типу «печатного». Все намного сложнее и тоньше. Хотя бы уже потому, что, как это происходит в мире и природе (а человеческая природа не исключение) – бинарный подход обычно неприемлем. Дело не столько в «наличии или отсутствии», сколько в пропорциях: почерк легко может быть частично слитным или частично раздельным.

Итак, от Одема мы знаем, что только один вариант слитности почерка из, как минимум, четырех – может свидетельствовать и о логичности. Однако есть и определенный вид раздельности, говорящий об этом же, причем второе – порой даже несколько более явно. Что же происходит? Впрочем, обо всем по порядку.

Подходя к слитности-раздельности как к свидетельству способа восприятия, образа мышления и суждений человека, Одем подчеркивает: данный признак относится к глубинному измерению и отражает «ассоциативные режимы» тайников человеческого ума.

1. Слитность почерка

Слитность письма создается при непрерывности, при сплошном прикосновении кончика ручки к бумаге. Связывающий почерк и его автор – привязан к «настоящести» реальной действительности и стремится состояться или самоутвердиться посредством создания фактов. В целом, слитность может проистекать из разных мотивов, вот лишь некоторые из возможных:

а) Навязчивая (тотальная, обсессивная) слитность: Страх разрыва, страх одиночества, навязчивость, назойливость.

б) Критичная (разумная, относительная, бдительная) слитность: Логическая ассоциативная связь, последовательность выводов, «ответственность продолжать».

в) Вялая слитность: Слабость, бессилие, усталость, изможденность, зависимость.

г) Бурная слитность: Зависть, ревностное отношение к чужим идеям, захватничество, авантюризм.

2. Раздельность почерка

Раздельность создается вследствие прерывания, прекращения прикосновения кончика ручки к бумаге, который приподнимается над ней в «воздух».

Пишущий раздельно часто более погружен в воображение, нежели в жизненную реальность. Проблемы он стремится или вынужден решать уходом в мир духовности, воображения, умозрительности или фантазии.

Это может быть как творчество (виды искусства, «мыслительность», изобретательство, писательство и т.д.), так и какое-либо душевное расстройство, – подоплека может быть разной, вот некоторые ее варианты:

а) Навязчивая (тотальная, обсессивная) раздельность
Страх отношений, затруднения в общении, изолированность или сепаратизм.

б) Критичная (разумная, относительная, бдительная) раздельность
Анализ, рассчет, принятие во внимание (считается с обстоятельствами, условиями и т.д.).

в) Вялая раздельность
Небрежность, халатность, легкомысленность, праздность, леность.

Инесса Гольдберг