Во многих странах анализ почерка является одним из популярных средств психодиагностики личности.
В Европе, Израиле и США графологическую экспертизу используют далеко не только для нужд полиции или спецслужб. Многие фирмы сотрудничают с графологами при проверке кандидатов на работу. Чем же именно исследование почерка может помочь кадровику?
Вычислить кандидата непросто. Прежде всего – графоанализ полезен тем, что способен надежно определить топ-менеджера, подобрать нужную команду – что часто является залогом успеха. Также – достоверно вычислить сильного управленца, успешного руководителя, идеального заместителя или надежного партнера. Каким образом?
Журнал Национального Союза Кадровиков России представляет статью о графологии в менеджменте. Читайте статью в оригинальной журнальной верстке:
Кадровик.Ру: Написанному – верить!
Тексты статьи:
НАПИСАННОМУ – ВЕРИТЬ!
Графоанализ – одна из современных европейских методик отбора кадров. Зарубежные коллеги говорят: все гениальное – действительно просто. Для их кандидатов на высокие управленческие должности и другие топовые позиции, а также для самих работодателей, графологический анализ – данность уже не менее 30 лет. У нас появилась возможность узнать о методе побольше: Кадровик.Ру представляет новую рубрику.
Во многих странах анализ почерка является одним из популярных средств в психодиагностике личности. Графологическое тестирование давно применяется в странах Европы, Израиле и США, где многие фирмы сотрудничают с графологами при проверке кандидатов на работу. Кроме подбора кадров, графологической экспертизой пользуются и для нужд полиции, армии, спец.служб.
Графологический метод основан на исследовании взаимосвязей между тонкой моторикой пишущей руки и особенностями психофизического состояния человека, его когнитивных, психических и физиологически обусловленных функций, поведения и личностного уровня. Установленные и экспериментально проверенные закономерности позволяют определять врожденные и приобретенные черты характера, склонности, слабые и сильные стороны личности, физические и психологические проблемы.
Графология позволяет с высокой степенью вероятности определять интеллектуальные способности человека, адаптируемость в коллективе, организованность, лидерские качества. Анализ почерка обнаруживает личностные проблемы, которые могут повлиять на честность и благонадежность проверяемого.
Также можно легко определить уровень мотивации, энергии, трудоспособности и устойчивости в условиях стресса. Уровень IQ, EQ, харизмы, моральных, материальных или интеллектуальных, либо социальных ценностей, склад мышления или барьер возбудимости – далеко не полный перечень компетенций и качеств, определяемых графоанализом.
Каким же образом это работает?
Всем, что с нами происходит: нашим сознанием и подсознанием, любыми действиями, руководит единый центр — мозг. Мозг управляет и определяет нашу способность к концентрации, к ориентации, запоминанию, способность реакций в разных ситуациях. Именно наши врожденные особенности определяют основной тип мышления, восприятие, определяют нашу психосоматическую конституцию.
Вопреки попыткам внушать нам обратное в советскую бытность, когда генетика и графология назывались «лженауками», —человек не рождается «чистым листом», из него невозможно «слепить идеального человека». Более того, наша сознательная воля, желание также как и различные внешние факторы отнюдь не являются основной частью всей личности, это — только малая видимая часть целого «айсберга», основной массив которого неизменен и покоится в толще океана подсознания и врожденных особенностей. Графологический анализ позволяет идентифицировать как сознательное, так и подсознательное «содержание» конкретной личности.
Психодиагностика по почерку хороша тем, что:
– системна и позволяет применять привычные для классический психологии и психоанализа, типологический подход. Однако дополнительно к определению психотипа человека дает и специфическую, конкретную информацию об индивидууме, выходя за рамки психотипов.
– решает извечную проблему любого метода психодиагностики — фактора субъективности в самом процессе типирования (с обеих сторон). К анализу почерка невозможно подготовиться или представлять, как примерно дОлжно «отвечать». Также, диагностироваться можно много раз, не опасаясь, что человек к чему-то уже «привык» или «слышал».
Является ли процесс анализа почерка наукой или искусством? Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и того и другого.
Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования. С точки зрения исльзуемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.
При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в строгом математическом смысле слова, поскольку в процессе анализа требуется доля профессиональной интуиции. Каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а указывает на целый диапазон возможных интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в “синдромы”, степени выраженности и т.д.).
Качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков. Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.
Важно отметить, что графология не претендует на предсказание будущего автора почерка, а всего лишь предполагает наиболее вероятные варианты его поведения, реакций или жизненных сценариев – на основе полученного психологического портрета. Человек – не программа, где все предсказуемо. Также невозможно совершенно достоверно определить события прошлого человека, хотя, безусловно, и могут быть идентифицированы признаки характерных психологических травм, происшедших в детстве или в более поздние периоды.
Попробуем вкратце описать, как устроен собственно процесс анализа. В своей работе графологи используют вспомогательные графологические таблицы. Эти таблицы систематизируют огромный объем информации и делятся на следующие категории.
Одни – содержат алгоритмы распознавания графических признаков как таковых, а также помогают сориентироваться в их выраженности.
Другие – посвящены исключительно психологическим интерпретациям конкретных признаков («симптомов»).
Третьи – позволяют ориентироваться в «синдромах», т.е. характерных комплексах параметров, определений и значений.
Есть также графологические таблицы признаков различных психотипов, относящихся к различным типологиям личности.
При работе с графологическими таблицами учитываются следующие принципы:
Множественность значений графических элементов
Закон взаимоподтверждения
Не все значения таблиц – всегда верны
Зависимость количества значений от выраженности явления и т.д.
В процессе графологического анализа учитывается:
Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей).
Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфия, дислексия и т.д.)
На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии! Это так и…. не так.
Дело в том, что у почерка есть “свои” пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом – субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст, при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.
Сегодня мы поговорили о том, что такое графология, а в следующих статьях мы поговорим о таких темах, как определение ума, коэффициента IQ и EQ в почерке, об определении честности и благонадёжности, об успешности, психотипах в почерке, о списке определяемых с помощью графоанализа компетенций и личных качеств и многом другом.
Ниже – приведем небольшие иллюстрации графоанализа анонимных почерков, но в некоторых из следующих выпусков мы готовы предложить добровольцам из числа читателей провести такой анализ почерка на страницах журнала.
Правила подачи почерка на анализ следующие:
Только на чистом белом листе (без клеток и полос), размер А4.
Подложить несколько листов, чтобы чувствовался нажим. Только исправная шариковая ручка (лучше синяя).
Текст: объем и содержание произвольные. Нельзя списывать, писать под диктовку или стихи в столбик. Затем – расписаться.
Писать на родном языке, для двуязычных – на обоих языках. Языки могут быть любыми.
Необходимая информация об авторе почерка:
Пол
Возраст
Пишущая рука
Наличие очков
По мере релевантности – состояние здоровья, сильные лекарства, инвалидность – то, что может отразиться на процессе письма.
Небольшой наглядный образец графоанализа
Важно: как правило, кандидаты проверяются на соответствие какой-либо заранее известной должности или позиции, чьи необходимые качества и компетенции известны. В данных иллюстрациях наша цель – наглядность и конкретного задания нет, поэтому прокомментируем очень кратко только наиболее яркие особенности проверяемого.
№1 Женщина, 50+
Перечислим не все, но некоторые признаки, которые очевидны даже на неопытный взгляд. Почерк крупный, властный, размашистый, высокий, узкий, угловатый. Скорость высокая, с сильным нажимом, правонаклонный. Строки прямые, общая однородность признаков, доминирует центральная и нижняя зона букв. Форма – недостаточно оригинальна, но нестандартна или банальна. Расстояния между строк – четкие, но несколько неоднородны, между словами – заметно увеличены.
Автор почерка — лидер: и во внешних проявлениях, поведении, и во внутреннем самоощущении. Заметный и яркий человек, ее присутствие, а также доминантность трудно не заметить. IQ – умственное развитие заметно выше среднего.
Она энергична, напориста, принципиальна и имеет на все свое собственное мнение, которое защищает. Практически не поддается влиянию извне – наоборот, сама завладевает вниманием и влияет на других людей, коллектив или ход работы.
Стремится командовать и не любит, когда командуют ею, ей важна независимость от жестких директив, указывания ей самой, что и как делать, воспринимает это болезненно. Решительна, не тратит время на мелочи или долгие сомнения. Категорична, несколько субъективна. Конкретный склад мышления, критичный ум. Практична, деловита, приземлена – любит видеть быстрые результаты. Относительно дисциплинирована, ответственна, честна.
В работе, управлении людьми или проектами не будет допускать компромиссов, не терпит неопределенности. Экспрессивна, за словом «в карман не полезет», ярко выражены пробивные качества. Не боится посягать на личное пространство и время других, на их право иметь отличное от ее мнение. Если человек ей не по нраву – не будет выбирать выражения и особо беречь его чувства.
Со стороны выглядит представительным, уверенным в себе человеком, знающим, чего он хочет от себя и от других. Принципиальной, авторитетной, влиятельной и сильной личностью.
Подходящий род деятельности : руководитель, директор, управленец среднего или высокого уровня – в области промышленности, торговли. Способна справляться и контролировать большие проекты и большой коллектив.
Не подходит: психолог, учитель, обслуживающий персонал, секретарь, научная деятельность, искусство.
№2 Мужчина, 30+
Перечислим не все, но некоторые признаки, которые очевидны даже на неопытный взгляд. Чрезвычайные отклонения от стандартов прописей. «Изобретения» оригинальных решений связывания букв. Нитеобразность и изменчивость форм. Динамичность, но одновременно – превышающие нормы промежутки между словами, буквами и строчками. Почерк мелкий, упрощенный.
Автор почерка – теоретик, мыслитель, генератор идей, изобретательный стратег. Видит «насквозь» людей, проблемы, ситуации, перспективы. Самодостаточен и индивидуален, наилучшим образом реализуется при наличии в своем распоряжении неограниченного личного пространства, времени и свободы действий.
Способен в одиночку инициировать, спланировать, разработать, организовать и успешно завершить целый проект. В коллективе – скромен и тактичен.
Это человек тонкий и разносторонний, он одарен редкостной интуицией и острым умом, творческими способностями, тягой к импровизации, всему новому, новым знаниям и областям. Вкупе с очень быстрым мышлением – все обыденное, и привычное превращают для этого человека в скучнейшую пытку.
Блестяще ориентируется в жизненных ситуациях, предвидя ход событий на несколько шагов вперед. Изобретательный, любознательный и быстрый ум и рациональный подход. Остроумие и находчивость.
Легко променяет бытовой или материальный комфорт на возможность интересной деятельности или саморазвития. Нетерпелив, но когда нужно, способен заставить себя делать необходимое.
Подходящий род деятельности: идеален в качестве эксперта, аналитика, критика, во время ведения деловых переговоров, также научная или исследовательская деятельность.
Не подходит: управление, администрация, торговля, литература, публичная деятельность, инспектор, промышленная или торговая сферы.
© Инесса Гольдберг