Статья-интервью с Инессой Гольдберг “Спросите Графолога”, опубликованная в Журнале Национального Союза Кадровиков России. Графология стала одной из самых популярных тем на форуме www.kadrovik.ru – 4768 просмотров в первые же дни.

Читать оригинальную публикацию в журнале в цветной верстке:

Кадровик.Ру: “Спросите графолога”

Текст статьи:

В «Кадровик.ру» № 2’2008 мы опубликовали статью «Написанному верить!» о методике использования анализа почерка в подборе специалистов. Автор – действительный член израильского Общества научной графологии, известный в нашей стране эксперт-графолог Инесса Гольдберг.
Статья вызвала большой резонанс. На форуме журнала www.kadrovik.ru развернулась интереснейшая дискуссия. Коллеги спорили, задавали вопросы, а Инесса отвечала на них самым подробным образом. В результате получилось настоящее интервью, которое мы предлагаем вашему вниманию.

“Назначение графоанализа при подборе специалистов – быть инструментом, поддерживающим решения о принятии соискателя”

– Графология – наука, дополняющая исследования о характере человека. Мало сведений о почерке, их надо дополнять выводами из других источников. (Kadrovik_Protek)

– Безусловно, графология – не единственный определяющий метод, и ни в коем случае не претендует на отмену личного интервью или проверки резюме или рекомендаций. Графоанализ является действительно мощным и удобным инструментом, который во многих случаях «перекрывает» достоверностью многие стандартные батареи тестов, соционический (типологический) метод, стресс-интервью и т. д. Но тем не менее я всегда стремлюсь подчеркнуть, что его главное место и назначение – быть инструментом,
поддерживающим решения. Только при таком подходе графоанализ поможет менеджеру избегать ошибок при выборе персонала, и в результате, конечно же, наиболее удачно закрывать позиции.

– С возрастом почерк человека меняется, означает ли это, что меняется и его характер? (natnikEST)

– Обратите внимание, тут есть одна тонкость: изменения почерка связаны не с возрастом, а с трансформацией личности и состоянием здоровья (саморазвитие или деградация, активность и энергичность, пассивность, плохое самочувствие). Почерк стал иным? Значит, изменилась личность – не обязательно кардинально, возможно, это временные перемены, обусловленные  настроением, тонусом, травмой, эйфорией, чем-либо еще.
С течением времени человек меняется – как правило, но не всегда! Он взрослеет или остается инфантильным, испытывает влияние жизненного опыта, который может оказаться и положительным, и травмирующим, стареет (ослабляются некоторые когнитивные
функции, память, внимание, восприятие).

Все перечисленное может оказывать влияние на личность и, стало быть, на почерк. Однако прямой корреляции с возрастом нет. Именно это и есть главное свидетельство того, что почерк – не столько информирует о физиологических особенностях (в том числе возрастных), сколько о внутренней реальности индивидуума вообще, о том, что именно он собой представляет на данный момент.
Именно поэтому специалисту, проводящему экспертизу, так важно заранее знать физиологические возраст и пол испытуемого, чтобы в полной мере видеть все отклонения или несоответствия в любом направлении.
Не имея данных о точном возрасте, мы, например, можем столкнуться с «уставшим от жизни» молодым человеком, страдающим депрессивным расстройством, и не заподозрить неладное, решив, что обладатель почерка – престарелый человек.

“Автограф, подпись – это наша визитная карточка, именно поэтому она более осознанна и менее информативна, чем образец почерка.”

– Дама берет фамилию мужа – подпись становится другой, существенны ли различия? (natnikEST)

– Если кратко, то сам факт замужества или смены фамилии не принципиален.
Разумеется, мы говорим о состоянии, когда молодая жена уже прошла период психомоторного привыкания к своей новой подписи, не задумывается при ее написании ни на секунду. Если же у кого-то изменения (в понимании графолога, а не «на глаз») остались или очень разительны, то причина – не в замужестве, а конкретно в женщине, ее восприятии. Произошедшие перемены могут быть вызваны «взрослением», стрессом, отношениями с супругом и пр.

Кстати, автограф, подпись – это наша визитная карточка, именно поэтому она более осознанна и менее информативна, чем образец
почерка.

– Получается, что в зависимости от обстоятельств, внешних факторов, почерк может меняться? (natnikEST)

– Строго говоря – нет, не сами обстоятельства или внешние факты и раздражители воздействуют на почерк, а только их субъективное восприятие человеком. Его реакция на объективные факторы, и повлекут ли они изменения в почерке, зависит  сключительно от врожденных и приобретенных особенностей: психики, темперамента, барьера возбудимости нервной системы, склада, ценностей, воспитания, наличия комплексов и повышенной уязвимости, «толстокожести» или, наоборот, излишней восприимчивости. Один справляется с тяжелыми обстоятельствами, вовсе не считая себя несчастным и относясь к происходящему
философски, как к жизненному опыту, а для другого небольшой конфликт становится катастрофой.

Конечно, нередко объективные проблемы отражаются на субъективном уровне (а значит, и в почерке) соответственно их значимости, но также часто реакция бывает не типична. По почерку нельзя судить о фактах, только о состоянии внутреннего мира и личном ощущении субъекта. Мне не удастся определить, из-за чего человек находится в бедственном душевном состоянии – из-за утраты близкого или потери любимого хомячка. Я не смогу сказать, действительно ли работника «никуда не берут», или это только его видение (однако будет достоверно ясно – такова его позиция и отношение к себе).

Все происходящее в природе и жизни нейтрально, в мире нет понятия добра и зла вообще, и в людях – плохого и хорошего в частности.
Все (в том числе реакция на определенные события: обидеться ли, отмахнуться и забыть) определяет наше подсознание. Занимаясь графоанализом, я не сужу (поскольку, как и все, субъективна) по почерку об авторе, а только констатирую факты – описываю способности человека, а также его сильные и слабые стороны. Кстати, помогая менеджерам при подборе кандидатов, я никогда не выношу вердикт «брать – не брать», разве что в самых крайних случаях.

факты: Обстоятельства – ничто, личное восприятие – все

Во время Второй Мировой в госпиталях (не в СССР) было проведено множество графологических экспериментов. Тогда удалось получить интересные результаты: ранения или ампутации какой-то части тела действительно коррелировали с «ответственными» за них явлениями в почерке. Однако было замечено: если человек, несмотря на свой изъян (скажем, отсутствие нескольких пальцев), абсолютно искренне не считал себя инвалидом, почерк показывал полноценность! При этом в почерках некоторых раненых, сумевших физически полностью  реабилитироваться, проявлялись признаки сильнейшей травмы, например, симптомы контузии при обычной мигрени.


– Когда к нам в компанию пришел новый инженер, я была восхищена его почерком. Он писал каллиграфическими буквами, с идеальным наклоном. Подпись представляла собой внятно, до последней буквы написанную фамилию. Через полгода он женился, родились два близнеца… И результат – почерк стал нервный, неразборчивый. Когда детки подросли – уладились проблемы, и все встало на свои места. Так что, если бы графологическую экспертизу провели по двум документам, написанным с разницей в полтора года, речь бы шла о двух разных людях? (Kadrovik_Protek)

– Вы не совсем правы. Сущностные качества не меняются. Хотя перечисленные факторы и накладывают отпечаток на личность (которая всегда в динамике). Дело в том, что подавляющее большинство, рассматривая почерк или подпись, обращает внимание только на то, что очевидно бросается в глаза: размер, наклон, читабельность и т. д. Однако существуют нюансы, невидимые
неопытному глазу, которые, как отпечатки пальцев, индивидуальны и присущи только этому человеку (прикосновения к бумаге,
индивидуальные особенности цикличности внутреннего напряжения/расслабления, скорость почерка, характер движения).

Кстати, ошибкой фальсификаторов, даже обладающих художественным талантом, является стремление воссоздать лишь визуальное сходство или же, наоборот, изобразить различие при необходимости подделать «якобы не свою» подпись. Как раз благодаря этому обнаружить подделку профессиональному графологу не составляет труда.
Хочу сказать, что, даже находясь в сильном душевном волнении, человек не теряет характерных особенностей личности и интеллекта, способностей и ценностей. И опытный эксперт не проглядит эти качества, хотя, безусловно, предупредит о том, что пишущий, скорее всего, переживает тяжелый период. Необходимо понять, что подобные душевные состояния – склонность личности и реакция нервной системы на напряжение. Воля руководителя – принять на работу такого соискателя или же искать другого, если
специфика профессии требует от человека устойчивости к стрессам.

– Есть ли объяснение цветовых предпочтений (например, любит человек ручки с красным  стержнем)? (natnikEST)

– По большому счету, этим занимается психология цвета, а не психология почерка. Хотя, например, заметна определенная тенденция людей, лишенных душевного спокойствия, по возможности выбирать зеленую пасту. Но я предпочитаю, чтобы на экспертизу
подавались образцы почерка, выполненные стандартной синей шариковой ручкой. Так лучше заметны «невидимые» вещи – нюансы
нажима, качество и края линии и пр.

– Инесса, при подборе персонала сталкиваюсь с тем, что наиболее ровный и красивый почерк – у людей старшего поколения, которых учили писать еще перьевыми ручками; а сейчас (особенно в возрасте лет 20‑ти) пишут как курица лапой, да еще и с ошибками. Самый красивый, ровный, крупный почерк видела у дворника, который в армии служил писарем. В связи с этим хочу спросить: на что ориентируется графолог при составлении заключения? (Kadrovik_Protek)

– Легче было бы спросить, на что графолог НЕ ориентируется… Попробую ответить лаконично. Школьные годы тех, кто писал перьями, выпали на пред и послевоенное время, и вряд ли сегодня представители этого поколения надумают устраиваться на работу. Сейчас не только 20-летние, но и 50–60-летние пишут практически всю жизнь обычными шариковыми ручками. При этом, конечно же, среди почерков людей, являющихся абсолютными ровесниками, попадаются как «курицелапые», так и «каллиграфические» образцы. Но и это
не так важно.

«Красота», «курицелапость», «аккуратность» (как вы понимаете, в графоанализе не существует подобных терминов)
или размер букв – это не только (точнее не столько) влияние письменного прибора. Определяет почерк внутренняя суть его автора, психофизические особенности. Род деятельности, несомненно, накладывает определенный отпечаток, особенно на писарей, чертежников, а иногда и учителей. У графологов существуют приемы, помогающие вывести индивида из зафиксированности на профессиональном стиле. Если же они не срабатывают, значит, это серьезнее, чем «просто профессия обязывает» – это уже суть личности.

То же происходит, когда манеру своего письма испытуемый объясняет: «мне просто понравился почерк моей подружки», «я  специально позаимствовал» и т. д. Если заимствование, равно как и некоторые виды профессионального почерка, прижились настолько, что «стали собственной кожей», следовательно, есть соответствие, и в этом суть человека.
Грубо говоря, мы имеем возможность отделить наносное, временное от настоящего, а это самое главное.


“Кредо графолога:
Нет плохих людей, есть люди, которым плохо, и главная задача эксперта – обеспечить менеджера по персоналу исчерпывающей информацией по всем параметрам или компетенциям.”

– Инесса, позвольте поделиться своим опытом. На мой взгляд, чем ниже уровень интеллекта соискателя, тем небрежнее заполняются анкеты. Мне приходилось та-а-акое видеть: безумное (!!!) количество грамматических ошибок, помарки, исправления, корявые строчки, даже неприятно читать… Вы согласны с моим наблюдением? (Vik01)

– Ваше замечание не лишено здравого смысла. Однако, справедливости ради, не могу не сказать, что ни в коем случае нельзя обобщать. Личность человека – штука сложная, и каждый конкретный почерк требует пристального внимания: часто сама по себе небрежность или «курицелапость» не имеет отношения к IQ его автора. Все зависит от того, как именно почерк выглядит, непродуктивная или продуктивная это небрежность, организован ли он в пространстве и других нюансов. Кстати, вспомните легендарные «врачебные почерки» – примитивными или интеллектуально неразвитыми этих людей вряд ли назовешь, верно?

Такие почерки определенно говорят либо о прикладных способностях и навыках (или «технарь» по складу), либо о проблематике в социальной адаптации (низкий EQ, нет психологической гибкости в подходе к людям), такие вещи не связаны напрямую с IQ. Но,
разумеется, у любого из обладателей корявых почерков может обнаружиться и много сильных сторон и способностей.
Исправления и помарки нужно видеть – они могут быть свидетельством действительно огромных проблем с самовосприятием человека, отношением к себе, даже психологической травмированности. Кроме того, помарки, кроме душевного бедственного состояния, иногда являются и признаками неблагонадежности.

справка
EQ – коэффициент, характеризующий «эмоциональный интеллект» (эмоциональное развитие) человека.
Эмоциональное развитие проявляется в высоком уровне понимания собственной личности, способности «слышать» других, контролировать свои и чужие эмоции, а также в умении принимать правильное решение, влиять на  окружающих, мотивировать их на достижение цели и пр.

Обычно на специфическую должность или профессию отбирают кандидатов не по принципу «все ли у него хорошо», а по наибольшему соответствию искомым качествам. Если, скажем, должность не предполагает клиентоориентированности или дипломатичности, умения вести переговоры, то не стоит отказывать кандидату по причине отсутствия у него таковых. Важно помнить, кого подыскиваем – психолога в реабилитационный центр или подсобного рабочего. И уж, конечно, если речь идет о должности директора
компании, то высокий EQ, наряду со многими другими качествами, должен присутствовать.

– Инесса, при анкетировании кандидатов я часто сталкиваюсь с тем, что человек написал имя, отчество и фамилию с маленькой буквы! (Vik01)

– В общем случае такое явление говорит о заниженной самооценке, чувстве несостоятельности, иногда даже ничтожности, подавленности. Кстати, обратите внимание на «ники» людей в виртуальном общении (это потрясающе интересная тема, своего рода «виртуальная графология»). Еще один небольшой секрет: стоит предпочтение отдавать тем, чей автограф не отличается от почерка; чем проще человек подписывается и чем яснее в его подписи угадываются инициалы или буквы фамилии, тем лучше.


© По материалам Kadrovik.ru
© Инесса Гольдберг