..Звонок от подруги – HR-а, руководителя отдела по оценке персонала:

– Посмотри, пожалуйста, почерк кандидата. На собеседовании кандидат показывает себя очень нормативно, в целом позитивно, в тестах тоже все в пределах нормы, но как-то правильно-усредненно… Как считаешь – верить результатам или что-то может быть не так?

Смотрю почерк: повышена степень маскировки личности, доли Персоны в поведении (в психологии это явление называется  социальной желательностью или Маской). Кандидаты, обладающие такой «искусственной социальной маской», то есть более или менее осознанно стремящиеся показать себя с наиболее презентабельной и выгодной стороны, всегда являются наиболее сложными для точной оценки, поскольку часто желаемое и желательное выдают за действительное.

Стоит оговориться, что не всегда человек делает это намеренно и осознанно. Ситуативно, например, в случае собеседования при приеме на работу, так или иначе, всем присуще стремление показать себя в более приглядном свете.

Однако, существует тип людей, которые всегда более искусственны в каждодневном поведении, собственной   самопрезентации и не очень адекватно способны оценить свои достижения  (как правило, приписывая успехи только личной заслуге, неудачи же списывают на волю обстоятельств). Они играют роль образцовой  показа -тельности далеко не только на собеседовании (в специально созданных условиях), а постоянно.

Эта роль как бы прирастает к ним, заменяя Личность и лишая адекватного самовосприятия. Стоит разобраться подробнее в этом явлении. Что такое «Человек-Роль» и что от него ожидать?
Как узнать, кто перед тобой: «Человек-Маска» или  интегративная личность, адекватно оценивающая себя?
Нужно посмотреть почерк человека.

У Юнга есть определение Личности-Персоны или Маски:

Персона (Persona) — архетип,  социальная роль, которую че-ловек играет, выполняя требо-вания, обращённые к нему со стороны общества. Это публич-ное лицо личности, восприни-маемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека.  Маска – это функци -ональный комплекс, возника -ющий для удовлетворения пот -ребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентич -ный личности как таковой.

Поскольку почерк является отражением нашей  сущности и особенностей жизненной адаптации на бумаге, то, как и в жизни, в почерке всегда идет борьба между двумя началами: естеством (собственным Я, Самостью, Индивидуальностью) и Персоной, Маской (необходимостью выполнять или играть социальную роль).

Если побеждает естество, человек больше живет в соответствии со своими внутренними побуждениями и желаниями. Если же побеждает Персона и она начинает замещать естество (Самость)  – человек не живет собственной жизнью, а замещает ее игрой социальной роли, искренне полагая, что эта Роль и есть его Личность. При максимальном выражении оба варианта будут являться крайностью и отражать дезадаптацию. Однако умеренное сочетание этих начал с небольшим перевесом в ту или иную сторону показывает более здоровую, интегративную личность, сочетающую в себе Индивидуальность и Персону в умеренной пропорции.

В почерке естество отражается посредством скорости, спонтанности письма. Те люди, чей почерк беглый, быстрый, легко продвигающийся вперед  – более свободны и непосредственны в поведении и отношении к жизни. И наоборот, социальная Роль, Персона, Маска в почерке отражается через форму. Акцент на выписывании букв, их стилизации, приукрашивании в ущерб беглости и спонтанности почерка свидетельствует о довлеющей роли Персоны в личности.

Стоит отметить, что как и в жизни, в почерке важно оценить соотношение этих начал (спонтанного движения и формы). Сочетание беглости почерка с относительной читабельностью (есть небольшой акцент на форме) – самое лучшее соотношение естества и Маски, которое показывает стремление человека оставаться самим собой и умение интегрироваться в окружающим мире, следуя общепринятым традициям, культуре и укладу. Рассмотрим сказанное на примерах.

Почерк № 1

Излишняя беглость, спон-танность, активное движе-ние почерка уже в ущерб форме (нарушение чита-бельности, поспешность, сочетающаяся с небреж-ностью, искажение букв) говорит о присутствии в личности слишком сильного индивидуального начала, которое уже мешает хорошей социальной адап-тации, провоцирует игно-рирование общепринятых норм и ценностей.

Почерк № 2

Сильный акцент на форме, приук-рашенность букв, выписанность, стилизованность забирают в почерке спонтанность и активное продвижение вперед (беглость). Человек сосредотачивает все свои усилия на оформлении почерка, а не на его главной задаче: быстро и оптимальными усилиями донести информацию.
Для такого человека внешняя сторона дела становится намного важнее сути. И собственный имидж, Персона – это главная цель, которой посвящается вся жизнь, в ущерб истинному содержанию. Именно такой человек на собеседовании проявит себя образцово-показательно, понравится представительностью, произведет максимально положительное впечатление, но в реальной жизни, в рабочих условиях может не  справиться с проблемами, переложить ответственность на другого, спасовать, не проявить инициативы  из-за страха навредить своей репутации.

Почерк №3

Сочетание спонтанности, беглости почерка с относи -тельной читабельностью и небольшим акцентом на форме  указывает на сбалансиро-ванное сочетание индивиду-ального начала и Маски (социальной роли).
Личность продуктивная, со-циально зрелая,  обладающая способностью принимать самостоятельные решения, не игнорируя общепринятые нормы и правила поведения.

Анализ почерка является многофакторным методом, поэтому описанные выше графологические явления для читателя должны носить скорее тенденционный характер.


Лариса Дрыгваль
Графолог, психолог, специалист Института Графоанализа Инессы Гольдберг