Хочу поделиться некоторыми наблюдениями, сделанными мной во время работы психологом-профконсультантом в одном из территориальных отделов московского Центра занятости населения (далее ЦЗН).

В этой статье речь пойдет не о формальном исследовании, а о результатах собственных наблюдений в ходе проведения профориентационных консультаций.

Прежде чем перейти к главной теме статьи, вкратце расскажу, что представляет собой ЦЗН. Центры занятости населения – это сеть государственных учреждений по всей России. Иначе ЦЗН называют биржей труда.

Основной целью биржи труда является трудоустройство обратившихся граждан, большинство из которых официально признаются безработными.

Статус безработного дает право на получение ряда государственных услуг, в числе которых консультации специалистов по вопросам:

  1. самозанятости – открытия собственного дела с государственной финансовой поддержкой при наличии одобренного бизнес-плана;
  2. профессиональной ориентации и психологической поддержки;
  3. профессионального обучения – бытует стереотипное мнение, что от биржи труда можно получить направление на обучение только рабочей профессии, например, «швеи». Это не так – все зависит от уровня образования обратившегося. Начиная со ступени среднего профессионального образования, есть возможность получить одну из широкого перечня специальностей. К примеру, менеджер по персоналу, менеджер по качеству, web-дизайнер;
  4. составления конкурентоспособного резюме.

Кроме того, клиент центра занятости  может участвовать в мероприятиях по социальной адаптации, а именно в социально-психологических тренингах и семинарах.

Это положительные моменты, которые действительно существуют, но также существуют и очереди, и длительная запись на консультации, в немалой степени обусловленные последствиями финансового кризиса, в период которого лишились работы люди предпенсионного возраста. Для них сейчас найти работу особенно сложно.

В таком контексте работа психолога-профконсультанта выглядит следующим образом: ведется прием граждан, нуждающихся в психологической поддержке и профориентационной помощи в условиях серьезного дефицита времени. Также профконсультант располагает возможностями направления обратившегося на бесплатное профессиональное обучение в зависимости от уровня образования и профильного опыта работы клиента.
Кто же он, клиент профконсультанта?

В моей практике за профконсультацией немного чаще, чем мужчины, обращаются женщины в возрасте от 30 до 45 лет. Во многом это связано с потерей квалификации или невозможностью работать по имеющейся профессии из-за длительного перерыва в работе, когда женщина полностью посвящает себя семье и детям, а потом в силу обстоятельств (требуются значительные средства, чтобы обеспечить детям репетиторов, развод с супругом и др.) вынуждена вновь выйти на рынок труда.

Даже после успешной профориентационной работы большинству из них необходим психологический тренинг, в ходе которого отрабатываются навыки адекватного, стрессоустойчивого поведения на собеседовании. Немаловажен и момент взаимотерапевтичного общения женщин, оказавшихся в сходной сложной жизненной ситуации.

К другой категории обращающихся за профконсультацией относятся «вчерашние» студенты – юноши и девушки в возрасте от 20 до 25 лет, окончившие различные учебные заведения высшего и среднего образования и осознавшие, что приобретенная профессия либо не востребована на рынке труда, либо не обеспечивает достойного заработка или не приносит психологического и профессионального удовлетворения.

Кроме того, в профориентационной помощи нуждается социально-незащищенные категории клиентов – инвалиды с рабочей группой инвалидности; родители детей инвалидов; уволенные с военной службы; освобожденные из мест лишения свободы; дети-сироты (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель). Вышеперечисленные категории клиентов относятся к обратившимся по собственному желанию и потребностям.

Кроме того, есть отдельная проблемная  категория лиц, в обязательном порядке направляемых на профконсультацию и обучение. Это люди, не работающие более года. Зачастую они старше 50 лет и не заинтересованы ни в профориентации, ни в переобучении. Данная категория проблемна в силу того, что по закону они обязаны либо согласиться на обучение, либо в случае отказа от обучения они становятся «кандидатами» на прекращение предоставления биржей труда выплат и других услуг. В профоконсультанте многие из них заочно видят врага и настроены по отношению к нему заведомо враждебно.

Кратко охарактеризовав основные категории клиентов, перейду непосредственно к своим графологическим наблюдениям.
Конфликтная категория клиентов особенно интересна с точки зрения схожести графологических признаков. Было удивительно обнаружить схожесть большинства таких почерков. Зачастую в почерке проявляется ведущая сенсорная функция, согласно теории К. Г. Юнга о психологических типах. Сама по себе сенсорная функция, как и остальные три, разумеется, не носит негативной окраски.

Дело не в ней, а в низком уровне развития личности авторов почерков, когда ограниченность развития остальных психических функций «оставляет» лишь самую элементарную и, по Юнгу, базовую функцию в развитии личности, сенсорность (sensе, ощущение) – когда мир воспринимается очень буквально и конкретно, пятью органами чувств.

Однако, хотя формально почерки ее и показывают, это не сбалансированная сенсорная функция, дающая человеку практичность, умение реализовать что-то или самореализоваться, прикладные способности, основательность или тактическое мышление. Наблюдается лишь концентрация на буквальном, здесь и сейчас, критика, отсутствие перспективного видения и желания развиваться, а также невысокий или низкий уровень развития личности (УРЛ). Именно уровень развития личности определяет, насколько достойно человек держится в трудной жизненной ситуации.

При низком же УРЛ, ведущая сенсорная функция придает личности негибкость, категоричность, конкретность восприятия, черно-белое мировоззрение, протест и настойчивое желание доказывать свою значимость, особенно если дело касается общения с должностными лицами.

Все перечисленное отражается в почерке в виде общей неоднородности письма, банальной или стандартной формы с большим количеством углов в буквах и связках, тесной или беспорядочной организации текста на листе бумаги, сильном нажиме, зачернении и исправлениях некоторых букв и резкости штриха, а также в нездоровой скованности и пережимании своих проявлений эмоционально-волевой сферы.

Нередко, средняя зона – область Эго, психологическое ядро личности – имеет изломы. Для нижней зоны характерно недописывание отростков. При акценте на форму, даже при раздельном написании проявляются импульсивные выбросы, как будто время от времени рука перестает слушаться (признаки невротизации).

Конечно, такой набор черт и общего состояния затрудняет социальную адаптацию и не способствует ни психологическому благополучию, ни успешному трудоустройству. В ходе консультации клиента такого типа всегда выясняется, что агрессивно-требовательная позиция является устойчивым паттерном и регулярно проявляется на собеседованиях с работодателями.

Кроме нескрываемой агрессии встречается еще один вариант непродуктивного поведения – это демонстративно-оппозиционное. Приведу следующий пример.
Однажды ко мне пришла молоденькая девушка, выпускница факультета журналистики престижного московского ВУЗа и потребовала направить ее на обучение профессии автослесаря.

Я обратила внимание на явления в ее почерке, которые позволяют объяснить данное поведение: сочетание статичного почерка с левым наклоном, присутствие явных признаков компенсаторных механизмов в верхней, нижней и средней зонах букв.

Человек находится в позиции потребителя, которому окружающие должны угождать, удовлетворять любой причудливый каприз. Такому человеку важно любой ценой демонстрировать свою особенность, отличие от других, его позиция – не искреннее убеждение, а демонстративный вызов.

Статика в этом почерке подчеркивает фиксацию человека на выбранном способе достижения целей – пассивном получении желаемого за счет других людей, а левый наклон – демонстративную оппозицию и отвержение других способов взаимодействия.

Проиллюстрирую сказанное парой вариантов почерков, которые, несмотря на индивидуальные различия, в целом несут в себе основные, описанные мной, установки и подобный оппозиционный мотив поведения.

Возвращаясь к вопросу профориентации, поделюсь еще одним наблюдением. Оно касается почерка – «маски», как графического отражения личности – «маски», носителя вольно или невольно искусственно созданного образа, или «неинтегративной персоны» по К. Юнгу. Именно «маски» чаще обращались непосредственно за профориентационной услугой, так как они действительно слабо знают себя, свои способности, ощущают внутреннюю пустоту, не могут самостоятельно найти своего места в мире профессий и возможностей.

При этом встречались и очень амбициозные «маски», однако их амбиции, как правило, твердой почвы под собой не имеют и, порой, самому человеку тяжело признать, что он нуждается в помощи. И уже одно то, что человек по собственной инициативе пришел на консультацию, является большим шагом вперед на пути к самоопределению и развитию.

В заключение хочу сказать, что по моим непосредственным наблюдениям психолога, консультирующего в области профориентации, – в силу своей эффективности и точности, метод графоанализа дает прекрасную возможность помочь человеку определить для себя сферу наибольшей профессиональной эффективности. А психологу – позволяет разобраться в склонностях, способностях, сильных и слабых сторонах, направленности мотивации клиента, не прибегая к подчас утомительной для него процедуре профориентационного и личностного тестирования.


Виктория Косогова
Специалист Института Графоанализа Инессы Гольдберг
Психолог, консультант в области профориентации, г. Москва