Отменять или нет в школах письмо от руки? Сама постановка вопроса некоторым из нас покажется странной и не соответствующей современным тенденциям. В ВУЗах уже несколько десятилетий работы сдаются только в печатном варианте. Школьники тоже с удовольствием «пишут» сочинения и рефераты на компьютере. Кажется, что уже нет необходимости учить ребенка красивому, каллиграфическому почерку, мучить его формированием пресловутого ЗУН (знания, умения, навыки) в процессе познания сложных правил русского, да и любого другого, языка. Правда, многим людям, особенно представителям старшего поколения, представить себе ребенка, не умеющего писать, – дикость, страшный сон. Они еще помнят борьбу за всеобщую грамотность и крестики вместо подписи.

Относительно письма от руки высказываются взаимоисключающие точки зрения:

1. Будущее принадлежит высоким технологиям, и письмо от руки скоро станет пережитком прошлого, вызывающим удивление своей трудоемкостью, вроде добывания огня трением, утверждают одни. Сейчас мир движется к глобальному единству, и электронное компьютерное письмо – лучшее средство коммуникации. Ведь оно самое быстрое (секунда – и адресат его уже получил, находись он хоть в соседнем кабинете, хоть в подводной лодке), удобное (никаких проблем с исправлениями, программа-редактор сама укажет на ошибки), эффективное (можно прикрепить сколько угодно файлов, фотографий, видеосюжетов, можно даже увидеть собеседника), и, что очень важно, оно экологически безопасное. Бумага, скорее всего, уйдет в прошлое, за исключением нескольких специфических сфер применения. Люди наконец-то научатся беречь деревья – легкие нашей планеты. Итак, по глобально значимым параметрам будущее – за электроникой.

Эта точка зрения, без сомнения, имеет свой резон. Спорить о преимуществах e-mail незачем, они очевидны. В равной мере бесполезно оспаривать возрастание роли техники в нашей жизни. Так что, кажется, все логично: письмо от руки уходит в небытие. Именно эту позицию отстаивает большинство.

2. Вторая точка зрения формируется в среде людей, которые профессионально занимаются изучением процесса письма и его влияния на высшие функции мозга и личность человека в целом, а также изучением продукта этого процесса, то есть рукописного текста. Это медицина, в первую очередь – нейрофизиология и нейролингвистика, в части исследования неафазических форм расстройства языкового поведения (аграфия); педагогика, включая дефектологию и, как ее часть, логопедию; почерковедение, в части выделения современных тенденций формирования признаков в соответствии с новыми стандартами и орудиями письма; и, безусловно, графология.

Будущее принадлежит высоким технологиям, поэтому наступившее тысячелетие предъявляет качественно новые требования к личности. Конкуренция постоянно растет, привычного объема и качества деятельности уже не хватает для достижения успеха, работать приходится на износ – словом, необходимо найти и задействовать принципиально иные источники не только физической, но и интеллектуальной, творческой энергии. Быть “одним из” – значит быть легко заменимым. Наука свидетельствует: ресурсы человека, данные ему от природы, настолько значительны, что пренебрегать ими – сродни самоубийству. Мы пользуемся лишь самой малой частью своего потенциала, не подозревая о его истинном объеме и возможностях. Часть свойств Homo sapiens заменить техникой неосуществимо в принципе. Для сторонников разных концепций бесспорно одно: интеллектуальное восприятие, тождественное человеческому (столь же эффективное), создать искусственным путем невозможно. Письмо от руки – один из значимых способов развития целого ряда уникальных способностей человека, важных для его самовыражения.

Задача компетентных в данном вопросе профессионалов – объяснить тем, кто спешит отказаться от рукописного труда, что же на самом деле нам дает этот, свойственный только человеку, навык и к каким невосполнимым потерям в недалеком будущем ведет отказ от овладения этим сложным, многоуровневым умением.

То, что техника властно вошла в нашу жизнь закономерность развития человечества. Теперь невозможно ничего представить без нее – от изучения микромира до полетов на другие планеты. И ежедневно она делает за нас многое, слишком многое! Ученые настоятельно рекомендуют следить за тем, какие способности у каждого из нас машинерия1 развивает, какие – блокирует, а какие – уничтожает. К изучению повседневного воздействия техники на личность исследователи обратились лишь недавно.

Одно из интересных в этом отношении направлений (и одно из ранних) – исследование формирования и распространения типичных моделей мышления, предпринятое Р. Броуди.

Ричард Броуди – создатель всемирно известного редактора Word, он стоял у истоков формирования современного «письма на клавиатуре». И именно он, по иронии судьбы, оказался самым серьезным противником самозабвенного использования людьми шаблонов программного мышления. Поэтому, прежде чем спорить о преимуществах письма от руки или набора текста на клавиатуре, имеет смысл ознакомиться с взглядами апологета компьютерных технологий на формирование нашего сознания под воздействием техники.

Началась его история нестандартно. В уже далеком 1981 году талантливого молодого сотрудника компании НР Ричарда Броуди пригласили поработать в Microsoft, чтобы создать удобный текстовой редактор. Ричард выполнил задачу блестяще! Те, кто имел дело с другими программами, предшественниками Word, безусловно, ценят достоинства его процессора. При работе над ним Ричарду приходилось исследовать структуру речи, мышления, искать формы наиболее удобной подачи информации – то есть способы краткой и в то же время эффективной записи, редактирования, лучшего оформления.

День за днем Броуди максимально облегчал работу пользователя. Именно это было его целью – освободить человека от рутины, раскрепостить его творческий потенциал. Word должен был избавить от медленного письма от руки и предоставить качественно новый сервис со всеми преимуществами, которые способен выдать современный компьютер: мгновенно переводить пользователя на словарные статьи, подбирать синонимы и антонимы, исправлять ошибки, указывать повторы, анализировать грамматику, предлагать варианты изложения материала и многое иное, в том числе внешнее оформление – словом, все было сделано группой Броуди на самом высоком уровне современных стандартов2.

Как настоящий профессионал, Ричард был горд и счастлив от того, что его работа оказалась полезной, что программа развивается и совершенствуется. Однако вскоре заметил, что вспомогательные инструменты и приложения Word, а также доступность материалов в Интернете настолько упростили решение практически любой задачи, что у людей развилась привычка искать во всем наименее затратные пути решения, а еще лучше – уже готовый вариант.

С одной стороны, это замечательно (действительно, зачем изобретать велосипед?), но с другой – это же атрофия творческого мышления! А ведь предоставленные программистами шаблоны предназначены как раз для того, чтобы избавить пользователя от возни по мелочам, максимально освободить его сознание от рутины! Программисты создавали шаблоны самого высокого качества стандарта как раз для того, чтобы от него отталкивались всего лишь как от известной всем основы. И пусть бы далее люди творили, раскрепощали свое Я! Увы, все происходило с точностью до наоборот: большинство самостоятельности и креатива избегало, как черт ладана. Почему?!

Весьма заинтригованный происходящим, Броуди обратился к изучению стереотипов мышления и восприятия. На создание Word у него ушло два года, но на изучение его двоякого воздействия (точнее, любых программ) – около пятнадцати лет.

Как оказалось, проблемами типичного мышления уже несколько лет занимается совсем молодая наука – меметика, названная так согласно главному термину – мем.

Мемы (от лат. memo – помню) – это информационные стереотипы, которыми мы пользуемся. Например, мы автоматически заправляем постель, ориентируемся при переходе улицы, составляем отчеты, решаем задачи и т.д. Стандарты привычных действий и типичного мышления – это и есть мемы.

Первым результатом нового исследования стала книга Броуди “Getting Past OK” (в русском переводе “Прими свое прошлое”), в которой автор констатировал поразительный факт: сознание большинства ригидно, инертно, и многие проблемы, обусловленные, казалось бы, объективными обстоятельствами, на самом деле имеют совсем иную основу – они всего лишь порождение внутренних установок личности, от которых та (что самое-то интересное) отказываться вовсе и не собирается!

Но этих выводов ему показалось недостаточно. А как будет такая личность развиваться дальше? И почему людей подобного типа становится все больше? И как, в таком случае, качественно изменится мир? Поиск ответов на эти вопросы занял еще несколько лет, в результате чего в 1996 году появилась на свет книга с броским названием: “Психические вирусы. Как программируют ваше сознание”3(издана на русском языке в 2006 году).

Без информационных стереотипов нам не обойтись, это понятно всем. Те из них, которые используются активно, Броуди называет хорошими мемами. Он подчеркивает: хорошими – значит активными, быстро распространяющимися, эффективно воздействующими на каждого и социум в целом. Из этих интенсивных стереотипов Броуди выделяет особую группу – мемы, которые очень энергично препятствуют самореализации личности. Именно их он называет психическими вирусами, по аналогии с биологическими и компьютерными, то есть разрушающими систему, в которую им удалось внедриться.

“Не задумывались ли вы когда-нибудь, почему сегодня жизнь кажется такой сложной? Почему с каждым годом жизнь становится все сложнее, запутаннее, напряженнее? Одна из причин – постоянно растущая армия психических вирусов, которая с каждым годом завладевает все большей частью вашего сознания4. Именно она мешает вам добиться счастья. Ее влияние на следующие поколения будет еще сильней.

Не задумывались ли вы когда-нибудь, почему колоссальный прогресс и технологии вовсе не упрощают жизнь, а, наоборот, усложняют ее?<…>

<…> Психические вирусы инфицируют ваше сознание, они таким образом программируют его. В результате вы начинаете двигаться далеко не туда, куда собирались. Поскольку это происходит подсознательно, вы замечаете, старея, только то, что в жизни все больше стресса, все меньше радости, что вы спускаете свою жизнь на тормозах и в ней почти нет никакого смысла. Мотивация поступков все чаще ускользает от сознания. Теперь жизнь приносит намного меньше радости, чем раньше. Я перечислил лишь некоторые последствия психических вирусов. И укрыться от этой инфекции можно лишь в том случае, если вы будете жить в полной изоляции с момента рождения.

Тем не менее, вы можете начать “дезинфекцию” своего сознания самостоятельно. Я надеюсь, что вашим первым шагом к обеззараживанию будут те знания, которые вы почерпнете из этой книги. Однако придется приложить немного усилий, чтобы усвоить новую парадигму”5.

 Но как же происходит, что человек выбирает программу действий, направленную против своего собственного благополучия? И продолжает отчаянно за нее цепляться, словно за спасательный круг? А переход к новому, индивидуальному, типу мышления и поступков потребует отнюдь не “немного”, а массу усилий6? И вообще, откуда берутся эти самые вирусы, к тому же, по утверждениям меметиков, способные к саморепликации (самокопированию)? И причем здесь технический прогресс?

Броуди в разных аспектах проанализировал очень важный вывод: минимизация усилий – идол современности. Развитие техники и ее внедрение в нашу повседневность необратимо изменило мировосприятие человечества. Прежде всего, в том, что она принесла упрощение ряда задач, ранее требовавших больших усилий, времени, а главное – более развитого интеллекта и мастерства.

Школьники за считанные секунды решают уравнения высшей математики при помощи компьютера. Сложнейшую вышивку выполняет машина со специальной программой. Перевод книги можно сделать в системе компьютерных приложений. Даже написать бестселлер возможно на основе особых программ – интеллектуальных карт. Поиск нужной фирмы сводится к анализу предложений, отобранных поисковой системой. Таких примеров каждый из нас может привести несколько десятков.

Общеизвестно: сейчас в наибольшей мере востребованы именно те товары и услуги, которые упрощают наш труд. Приоритетным стало сведение усилий к минимуму. Хотя, что в этом плохого? Разве не в этом суть прогресса?

Броуди подчеркивает: обществу постоянно предлагается все больше возможностей минимизировать усилия для достижения достаточно высоких стандартов потребления, которые в полной мере удовлетворяют (и формируют) запросы большинства. И для чего, скажите на милость, тратить дополнительное время и силы, если можно достичь желаемого, вложившись намного меньше? Именно этой идее – минимизации усилий для достижения стандартов материального потребления за счет упрощения духовной составляющей – сегодня приходится противостоять профессионалам любой сферы деятельности в любой стране мира. (Заметим: споры о преимуществах перехода к электронному письму – лишь часть этой острой социальной проблемы7). Именно об этом писал Р. Броуди, когда настаивал на немедленных действиях всех, кто заинтересован в сохранении культуры мышления современного человечества: “Чем лучше вы представляете, как работает ваше сознание, тем проще вам будет пройти по жизни, в которой нами “манипулируют” все более изощренными способам. Не нужно откладывать работу – перед нами реальный кризис”8.

Появление кризиса современного мышления Броуди напрямую связывает с началом эпохи НТР.

Техника упростила или вовсе удалила за ненадобностью второстепенные функции, и это неминуемо привело к упрощению восприятия. В первую очередь простота восприятия отразилась в лучшем индикаторе – рекламе, выполняющей функцию наиболее быстрой передачи информации на основе доминантного типа мышления. На новом этапе, связанном с телевидением (а телереклама появилась на свет в 1960 году), Броуди отмечает стремительный переход от анализа преимуществ товара к абсолютно иной задаче. Она никак не связана с анализом информации и формирует всего лишь ассоциативные эмоции. Эти эмоции сведены к простому выбору: “приятно – неприятно”. “… У рекламистов и их заказчиков возникло осознание простого факта: в рекламе не нужно обсуждать сам продукт – достаточно “создать настроение”, которое оттеняло бы привлекательность продукта и пробуждало положительные эмоции, когда продукт попадает в поле зрения покупателя в магазине, – иными словами, реклама должна создавать мемы-ассоциации”9.

Заметим: один из главных аргументов сторонников отказа от рукописного труда – активное апеллирование к техническому прогрессу, к стремлению каждого из нас “быть на уровне”. Что это, как не создание мемов-ассоциаций вместо конкретного анализа преимуществ для развития личностного потенциала?

Броуди настаивает: рассматривать взаимодействие личности с любой конкретной программой – социальной, биологической, компьютерной и т.д. – следует исключительно в контексте социальной ориентации личности, а также социального климата в обществе в целом.

Он отмечает, что в общественном сознании фактически произошла смена парадигмы при константном утверждении индивидуальности личности как главной ценности. Теперь акцент сместился с творческого развития – на уровень материального потребления, с индивидуальности – на соответствие социальным стандартам, с личностного роста – на рост производительности. Иными словами, большинство вполне довольно материальным потреблением, уровень которого постоянно растет.

Попутно отметим, что преимущества печатного варианта, которые усиленно рекламируют сторонники отказа от обучения письму от руки (быстрая печать, переход к словарным статьям, проверка орфографии и пр.), никак не связаны с личностным развитием. Все это – лишь способ повысить эффективность работы за счет личностного роста, если пользователю неизвестны технологии воздействия программ на его сознание.

Броуди, как программист, дополнил базовые положения меметики анализом алгоритма принятия решений, которое стало характерным для большинства.

Этот новый алгоритм, ориентированный на минимальные вложения личности, поразительно напоминает принцип действия компьютерных программ. И хотя в своей книге Р. Броуди не уделяет компьютерам много внимания, его рассуждения об искусственном интеллекте весьма значимы: “Поскольку компьютеры были спроектированы таким образом, чтобы их легко было программировать, нет ничего удивительного в том, что в этой программной среде оказалось легко создавать вирусы – намного проще, чем, например, создавать вирусы на основе ДНК”10.

Итак, главная задача компьютерных программ – минимизация действий пользователя для достижения результата. Для чего необходима определенная простота программирования! А в такой программе отсутствует механизм естественной защиты, в наибольшей степени свойственный самой сложной структуре – ДНК. Компьютерная программа действует только в заданном ей алгоритме. Это – во-первых. Во-вторых, такая программа предлагает только шаблон или компиляцию шаблонов. Теперь становится понятным, каким образом их ежедневное использование в одном и том же алгоритме воздействует на наше мышление. Мы ежедневно подвергаемся атаке шаблонов, причем самого высокого качества, которое в полной мере отвечает действующим стандартам. Большие вложения с нашей стороны становятся просто ненужными.

Ни одна технология, поскольку основана на стандарте, не в состоянии заменить или компенсировать усилия личности, направленные на развитие индивидуальности, и не может обеспечить формирование личностных способностей в той мере, как при использовании каждым его собственного сенсорного восприятия (в том числе при помощи письма от руки). Массовое увлечение жизненными стандартами и шаблонами мышления, отмечает Броуди, “открывает ящик Пандоры и позволяет изобрести новые изощренные методики манипулирования массовым сознанием”11.

Для обозначения комплексных воздействий на субъект, ориентирующих того на стандарт, он выбрал самый, по его мнению, подходящий образ – клавишу Enter12. Клавиатура в изложении Броуди стала многоликим типом стандартной реакции. Им подробно проанализирован механизм “нажимания кнопок”, фактически манипуляций с сознанием субъекта и общества, в каждой из значимых сфер жизни – равно как и механизм принятия личностью психических вирусов.

Одна из первых глав в книге называется “Человечество в опасности!”. Упрощение восприятия, программирование сознания шаблонами стандартов, атрофия творческого мышления, переход от анализа содержания и действий к эмоциональной составляющей, к доминанте глубинных инстинктов, а не комплексного развития личности, отсутствие непосредственной защитной информационной системы, социальная инфантильность – это та цена, которую человек платит за комфорт минимальных личностных вложений. Незнание собственных запросов и личностного потенциала приводит к саморазрушению, перед которым первыми оказываются один на один подростки: “Похоже, что сегодня молодые люди потеряли собственную систему ценностей – их общие устремления не могут не вызывать у нас крайней  обеспокоенности”13.

Особую тревогу Броуди вызывает тот факт, что в последнее время возрастают финансовые вложения в программирование с опережением реакции личности: от деятельности опытных менеджеров международных торговых корпораций до вмешательства специалистов нейролингвистического программирования в нашу жизнь.

Эта проблема становится все более актуальной, учитывая противоречие, заложенное в самой системе нынешнего потребления. Для создания и продвижения товаров и услуг в самых разных отраслях требуются не столько новаторы и креатив, сколько запрограммированные потребители, абсолютно не самостоятельные в своем выборе, готовые покупать и покупать, без оглядки на собственные интересы и цели.

По Броуди, нужно противостоять умелому манипулированию нашим сознанием, для чего каждому из нас необходимо знать основы развития мышления. Без понимания сложной системы современного распространения информации невозможно защитить свое сознание от психических атак, связанных с любыми информационными технологиями.

© Елена Быкова

© Институт Графоанализа Инессы Гольдберг www.inessa-goldberg.ru


1  Одним из первых на проблему влияния машин и искусственного интеллекта на человеческое восприятие и мышление указал Генри Форд.

2  Хотя первая версия Word не имела коммерческого успеха и вызвала нарекания части пользователей, базовые принципы, предложенные Броуди, остались неизменными.  Нет сомнений, что ведущее положение Word обусловлено концепцией, разработанной и внедренной Р. Броуди.

3  Книга быстро стала бестселлером, по оценкам критиков, как “дерзкая и остроумная”. Глубину анализа, представленного Броуди, оценили далеко не все.

4  Курсив в цитате мой – Е.Быкова.

5  Ричард Броуди. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. – М.: Поколение, 2007, с.19-20. Далее ссылки даются на это издание.

6  Насколько сложно в современной системе социальных ориентиров отстоять свою индивидуальность, Броуди определил краткой фразой: “И если вы выдержите, то получите в подарок мощный инструмент, который позволит вам изменить не только свое будущее, но и, возможно, будущее всего Человечества” (с.23, курсив мой).

7  На самом деле усилиям графологов сохранить у детей навык писать от руки противостоит не столько недостаток информации у большинства, сколько категорическое желание многих “не делать лишних движений”, подкрепленное мощной системой материального потребления. Похоже, электронное письмо станет нормой для инертного большинства, а рукопись – необходимостью для развития интеллектуалов высшего уровня.

8  С.298.

9  С.209.

10  С.71.

11  С.27.

12  Стоит обратить внимание на оформление обложки книги в русскоязычном издании.

13  С.18.