Сегодня мы поговорим о самой сильной человеческой эмоции – страхе, о его разновидностях и проявлении в почерке.

Базовый инстинкт самосохранения и сохранения рода определяет большую часть нашего поведения. Недостаток информации, неумение ориентироваться и адаптироваться в современном мире порождают опасения, неуверенность в себе, постоянное напряжение, тревогу за себя и свою семью и в конечном итоге – чувство страха.

Психологи и психиатры знают, что страх сковывает активность человека, а в выраженных случаях буквально парализует его. При длительном действии тревоги и страха в организме могут возникать и развиваться различные психосоматические болезни или формироваться так называемые фобии.

Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.

Сегодня мы приведем классификацию страхов, проявляющихся в почерке, а также продемонстрируем  их графологические признаки.

I.  Классификация страхов, которые хорошо определяются в почерке:

1. “Просто страх” или «страх вообще», (панфобия). Это реальный страх, он является для нас чем–то вполне рациональным и понятным: это реакция на восприятие внешней опасности. Как таковой этот страх является целесообразным и выполняет сигнальную функцию: опасность близко, приготовься к обороне или бегству.

2. Невротический страх.  Первопричиной страха в этом случае является невроз. Это так называемый свободный страх, готовый привязаться к любому более или менее подходящему представлению. Это беспредметный или безобъектный страх. Такой страх называют «страхом ожидания» или «боязливым ожиданием». Люди, страдающие этим страхом, всегда готовы к худшему; они живут в ожидании несчастья. В итоге формируется  «страх чего-то».

а) Страх действовать, жить
б) Страх провала, неудач, так называемый комплекс неудачника (часто сопровождается депрессивным расстройством)
в) Страх общения, отношений
г) Страх одиночества

3. Фобии, сильно выраженные упорные навязчивые страхи, не поддающиеся полному логическому объяснению. Эта форма страха, в противоположность выше описанной, психически более связана и соединена с определенными объектами или ситуациями. Это страх в форме чрезвычайно многообразных и часто очень странных «фобий». Например:

а) Страх потери контроля, боязнь совершить ошибку – атихифобия
б) Боязнь общества, контактов, оценки окружающих людей – социофобия;
боязнь людей или компаний людей – антропофобия
в) Страх беспорядка, хаоса – атаксофобия (может быть отнесен в крайних проявлениях к обсессивно-компульсивным расстройствам, так как часто сопровождается паническими атаками и повторяющимися действиями)
г) Интимной близости: страх секса, сексуальных контактов – генофобия, страх и избегание сексуальных соблазнов (больше характерен  для женщин) – сексофобия; боязнь секса и вопросов о сексе – эротофобия.

4.  И, наконец, обсессии, компульсии, ритуалы как проявления некоторых видов фобий.

Состояние тревожности, напряжения, страха может стать хроническим, мучительным, навязчивым. В таком случае речь идет уже о пограничном состоянии и возможном возникновении различных психоэмоциональных расстройств.

Навязчивые состояния разделяют на моторные (компульсии), эмоциональные (фобии) и навязчивости в интеллектуальной сфере (обсессии). Это разделение можно считать условным, так как в той или иной степени в каждом навязчивом явлении содержатся и движения, и страхи, и навязчивые мысли, тесно взаимосвязанные.

Иногда вырабатываются  действия различного характера в виде так называемых ритуалов. Это может быть, например, многократное мытье рук, чтобы «очиститься» или некий ритуал, обязательно предваряющий определенные события в жизни.

Навязчивые явления типа «умственной жвачки» проявляются в повторяющихся сомнениях, сопровождающих различные действия. Зарождаясь при выполнении занятий интеллектуального характера, они вынуждают людей возвращаться к одним и тем же мыслям, много раз проверять исполненную работу, пересчитывать, перечитывать, доводя до состояния утомления.

Навязчивые сомнения иногда могут проявляться неуверенностью в верности и законченности разных действий с непрерывным стремлением проверять их выполнение.

Так, некоторые люди много раз проверяют, выключен ли утюг, заперта ли дверь и т. д. В то же время настоящие (реальные) события в значительно меньшей мере притягивают их интерес.

Графологический анализ почерка, не являясь областью медицины, не предполагает четкую диагностику психических отклонений, но очень тонко выявляет первые признаки обсессивно-компульсивных расстройств и склонность к возникновению навязчивостей.


II. Графологические признаки различных видов страхов:

Признаки для п. 1 –  «Просто страх», страх рациональный и целесообразный, следующие:

Поскольку мы имеем дело с нормальной реакцией страха на объективные разражители, то и почерк характеризуется здоровым балансом: относительным постоянством признаков, пропорциональностью зон в почерке, здоровым соотношением напряжения и расслабления, спонтанностью, наличием скорости, гибкостью, живостью.

Признаки для п. 2 – Невротическая природа как таковая, “страх ожидания”, “ожидание худшего”, хроническая тревожность, следующие:

Неровный, сбитый, поломанный или дрожащий штрих, а также любые сбои по ходу штриха. Несбалансированность напряжения и расслабления в почерке.

Данный симптомокомплекс выглядит следующим образом – см. четыре образца почерка ниже:

Признаки для п. 2а – «Страх действовать, жить», следующие:

См. признаки для п. 2 + статичность почерка, концы штрихов короткие, не продвигающиеся, направлены назад, в себя, узость, CNT, средний или слабый нажим.

Данный симптомокомплекс выглядит следующим образом:

Признаки для п. 2б – «Страх провала, неудач, так называемый комплекс неудачника (часто сопровождается депрессивным расстройством)»:

См. признаки для п. 2 + мелкий до среднего размер, CNT, сливающиеся штрихи, незначительный вертикальный разброс, помарки, неустойчивость средней зоны, строк, наклона, размера, ширины букв.

Данный симптомокомплекс выглядит следующим образом:

Следует обратить внимание на выполненные данным пациентом графические тесты – «Вартегга» и «Звезды и Волны». Они показывают чрезмерную степень внутреннего напряжения, тревожности и фатализма, как в содержании, так и в характере штриха:

Признаки для п. 2в – «Страх общения, отношений», следующие:

См. признаки для п. 2 + медленная скорость, большие расстояния между словами и строками, узость, мелкий или средний размер, CNT, короткие концы конечных штрихов.

Данный симптомокомплекс выглядит следующим образом:

Признаки для п. 2г – «Страх одиночества», следующие:

См. признаки для п. 2 + периодически встречаются как узкие (их больше), так и широкие расстояния между буквами и строками, гирлянды, вводные петли и «вступления», средний размер и нажим, небыстрое размеренное движение до статичного.

Данный симптомокомплекс выглядит следующим образом:

Признаки для п. 3а – «Страх потери контроля, боязнь совершить ошибку – атихифобия», следующие:

См. признаки для п. 2 (может сопровождаться невротической тревожностью) + CNT, медленная скорость, чрезмерная однородность, чрезмерная угловатость, резкие остановки, прямые линии.

Данный симптомокомплекс выглядит следующим образом:

Признаки для п. 3б – «Боязнь общества, контактов, оценки окружающих людей – социофобия; боязнь людей или компаний людей – антропофобия», следующие:

См. признаки для п. 2 (может сопровождаться невротической тревожностью) + признаки для п. 2в, но выраженные чрезмерно.

Данный симптомокомплекс выглядит следующим образом:

Признаки для п. 3в – «Страх беспорядка, хаоса – атаксофобия (может быть отнесен в крайних проявлениях к обсессивно-компульсивным расстройствам, так как сопровождается паническими атаками и повторяющимися действиями)», следующие:

См. признаки для п. 2 (может сопровождаться невротической тревожностью) + CNT, медленная скорость, чрезмерная однородность, параллельность штрихов, монотонность и искусственность, ровные строки, формальная организация, равные расстояния между словами и строками, стилизация почерка.

Данный симптомокомплекс выглядит следующим образом:

Признаки для п. 3г – «Страх секса, сексуальных контактов – генофобия, страх и избегание сексуальных соблазнов (больше характерно для женщин) – сексофобия; боязнь секса и вопросов о сексе – эротофобия», следующие:

См. признаки для п. 2 (может сопровождаться невротической тревожностью) + угловатость почерка, тонкий жесткий штрих, неполноценная нижняя зона букв: она искажена, ущербна, либо коротка, заужена или треугольна. Нажим слабый до среднего, скованность, CNT, формальная организация.

Признаки для п. 4 – «Компульсии, ритуалы как проявление специфических фобий», следующие:

См. признаки для п. 2 (может сопровождаться невротической тревожностью) + признаки для п. 3в, но все вместе и выраженные в крайней степени.

Данный симптомокомплекс выглядит следующим образом:

III. О степени достоверности признаков:

В процессе графологического анализа образца почерка определяется предрасположенность к тому или иному виду тревоги, страха, фобии или навязчивого состояния.  Невротическое расстройство может никак не проявляться в поведении, но его признаки уже  будут видны в почерке.

Для коллег: могут проявляться не все, но большинство признаков, при этом синдром все равно будет состоятелен.

Например, страх действовать предполагает: сбои в штрихе, нездоровые перепады напряжения-расслабления, статичность почерка, не продвигающиеся, направленные назад, в себя, короткие концы штрихов,  узость почерка, CNT, средний или слабый нажим. Однако если мы не обнаружили отдельные  признаки, например, поломанный штрих, перепады напряжения-расслабления, средне-слабый нажим или узость букв – автор такого почерка, тем не менее, боится действовать, активно жить и проявлять инициативу.

В заключение:

Как можно видеть, посредством графоанализа можно не только диагностировать наличие страхов или невротических состояний, но  и дифференцировать некоторые страхи. Это очень ценно, поскольку сами люди не всегда объективно могут оценить свое состояние. Они проецируют внутренние переживания на внешние объекты, вытесняют из сознания реальные причины страхов, наделяя иррациональные препятствия непреодолимой силой. И даже будучи объективными, зная источники страхов, часто не осознают природу своих душевных страданий. Выведение на сознательный уровень природы своих страхов – уже половина победы над ними.

*Почерки были присланы часть – на публичный форум, часть – из полиции, часть – присланы на исследование неврозов с правом публичного использования

Инесса Гольдберг