Вопросы, связанные с изменчивостью почерка – одни из самых часто задаваемых в практике моей и моих коллег. Казалось бы, как определить характер по почерку, если он все время меняется?

Сегодня я постаралась собрать воедино все возможные разновидности изменений в почерке, а также объяснить их причины.

Мне хотелось бы таким образом ответить сразу на все возможные вопросы на эту тему, а также объяснить, почему графологический анализ почерка не только возможен, «несмотря» на его изменения, но анализировать характер по почерку  возможно именно благодаря им!

Но для начала, приведу один из вопросов, заданный студентом на одном из занятий Института Графоанализа: «Как же анализировать, если есть только одна случайная бумага и неизвестно, являются ли присутствующие на данном клочке признаки – случайными или постоянно присущими автору почерка? Ведь если там был случайный фактор, человек же скажет – непохоже, это не совсем я»?

На самом деле, эта проблема – не является проблемой, поскольку если с этим человеком графолог может разговаривать, значит, анализ не проводится втайне, а тогда можно его попросить написать, как положено. Ведь автор почерка, делается ли анализ для него, или для третьего лица – обычно заинтересован в наилучшем качестве анализа.

Когда приходишь к доктору с жалобой на боль в животе, голове или плохое самочувствие в целом, диагностика будет эффективнее, если предоставить качественную дополнительную информацию. Как врач, глядя на высокий сахар в крови, спросит, ели ли Вы недавно сладости, так и графолог, не будучи уверенным в исполнении инструкций, должен это обязательно уточнить.

Теперь – разобравшись с проблемой изменчивости «пары слов на клочке бумаги», поговорим более подробно – о различных более серьезных аспектах изменчивости почерка.

1. Один из подвидов вопроса об изменчивости касается неосознанных устойчивых изменений почерка:

Это могут быть как изменения стиля – в течение жизни человека, т.е. изменений долговременных, связанных с возрастом, пережитым опытом, переоценкой ценностей, какими-то изменениями в характере, с развитием или деградацией личности и т.д., так и изменения графических проявлений в одном образце почерка.

В любом случае, следует разделять постоянную и неосознанную изменчивость в почерке на два вида:

1.1 Постоянная, «устойчивая вариативность» или цикличность почерка

Изменчивость – это Движение. Движение – это Жизнь. Живой человек, даже самый ригидный, «заторможенный» или «застойный» – всегда в динамике. Недаром сказано «Все течет, все изменяется». Однако, река – остается той же рекой, с только присущими ей поворотами, заторами, берегами – ее можно узнать. Живая цикличность – здоровая вариативность, предусмотрена живой природой (в том числе, человеческой природой) и наблюдается в здоровом психологически и физически, почерке. Если же устойчивая вариативность является не столько здоровой вариативностью, сколько по-настоящему дисгармоничными переменами в графических признаках – за этим стоят причины, уже мешающие двигаться, жить и адаптироваться.

1.2 Сильные перемены в самом стиле почерка

В отличие от ситуационных воздействий на почерк, о которых я расскажу ниже и которые я сравниваю с «мимикой» почерка, существуют и настоящие, подлинные изменения в личности – это  «черты лица» почерка. «Черты лица» – они могут несколько меняться с возрастом, пережитым опытом, произошедшим саморазвитием или деградацией, но это происходит очень постепенно, и эти изменения становятся настоящими, уже «конституционными» изменениями личности. Видя и описывая характер по почерку такого человека, не имеет значения, каким он был когда-то, на данный момент – это по-настоящему в чем-то другой человек, несколько другая личность, уже претерпевшая некую трансформацию. И хотя он «несколько другой», чем был много лет назад, именно такой – он настоящий.

2. Сюда же, т.е. к неосознанным устойчивым изменениям почерка можно отнести и вариант перманентного изменения почерка на основе сознательной графологической терапии. Если работать над собой, постоянно приучаясь и доводя до автоматизма определенные особенности в почерке, то постепенно начнет происходить эффект «обратной связи» (биофидбек). То, что стало «родным» в полностью автоматическом режиме, становится «твоим» и на подсознательном уровне. Однако полностью изменить личность на 180 градусов невозможно, можно лишь скорректировать отдельные проявления.

3. Другой из “подвидов” изменчивости в почерке – вопрос о “местных изменениях”, в том числе ситуационных. К ситуационным можно отнести:

3.1 – Плохое освещение, неровную поверхность, письмо в транспорте и др. “технические помехи”.

Сильные технические помехи не изменят полностью проявления личности в почерке, однако являются проблемой, т.к. в почерке будут и чуждые признаки, которые при отсутствии достаточного материала могут помешать анализу. Технические помехи устраняются правильным исполнением инструкций при подаче почерка, что сделать нетрудно, если почерк анализируется с ведома (или по просьбе) самого его автора, который заинтересован в качественном анализе.

3.2 – Помехи, связанные с состоянием пишущего – от нетрезвого состояния, до усталости, возбуждения, травмированности и т.д.

Конечно же, чаще всего спрашивают о втором – об изменениях в почерке, возникших по причине тех или иных состояний личности и их влиянии на почерк и на анализ.

В целом, именно сам факт изменчивости почерка в зависимости от состояния человека – свидетельствует, насколько тонким индикатором внутреннего мира личности он является. Если бы почерк не менялся при перепадах настроения, не отражал угнетенность или страсть, всегда оставаясь железно неизменным, впору было бы задуматься – а насколько он вообще чувствителен к происходящему в человеческой душе.

Если бы почерк оставался неизменным, не реагировал на внешние и внутренние раздражители – именно тогда можно было бы предположить, что письменное поведение – это всего лишь примитивное моторное движение руки. Почерк, письмо – это тонкий психомоторный акт, управляемый в меньшей степени моторикой и сознанием (их больше только на стадии формирования писчего навыка, мы же – говорим об автоматичном, беглом почерке), и в большей – мозгом, подсознанием.

Итак, еще раз повторим: Движение – это Жизнь. Личность живого человека динамична, мы не роботы, – и, соответственно, и почерк динамичен, поскольку он идет за личностью, полностью отражая все нюансы, как зеркало. Когда человек находится в том или ином состоянии – он не представляет собой только это состояние или настроение, он все еще – определенная личность, со своим ядром, своим уровнем интеллекта, образом мышления, привычками, навыками общения, особенностями когниции и нервной системы и т.д.

Таким образом, почерк не превратится в набор только сиюминутных признаков, полностью потеряв свою неизменную природу – как человек, переживающий позитивные или негативные впечатления, не теряет от этого свою личность, постоянные показатели своего характера, темперамента, ума, воспитания и т.д. Мы видим лишь некое усиление или акцент на тех или иных отдельных ощущениях.

Также важно понимать, что многие из «случайных влияний» не такие уж случайные.   Если  мы  имеем некачественный материал, не выполненный  по правилам или в спокойном состоянии, тем не менее, видим в нем бурлящую, необузданную импульсивность, нетерпимость, – мы можем с немалой долей вероятности предположить, что, несмотря на неизвестные нам обстоятельства, вызвавшие реакцию возмущения, гнева или возбуждения, – не каждый на такое будет способен и в природе этого человека все равно должны быть предпосылки к таким проявлениям.

В спокойном состоянии он никак не будет представлять из себя флегматичного, размеренного, умиротворенного человека, с устойчивой и мало возбудимой нервной системой и невысокой витальностью, реагирующего опосредованно и невозмутимо в любой ситуации. Существуют закономерности между, на первый взгляд,  «случайными» ситуациями и реакциями – и природой человека.

Проще говоря, неспроста человек говорит графологу: «а как Вы сможете определить мой характер по почерку и что-то обо мне сказать, если по дороге к Вам меня оскорбил какой-то идиот и спровоцировал на конфликт, – конечно, я сейчас пишу не в спокойном состоянии, я готов его убить!». Конечно, для полной объективности мы попросим его предоставить и другие образцы, но если внимательно разобраться, – а такой человек и не задумывается об этом, – будь он совсем другого, неконфликтного, самодостаточного, спокойного склада, он мог просто пожать плечами на чью-то глупость, забыть и идти себе дальше.

Его, казалось бы, «ситуативный» гнев, нервность и недовольство – может, и несколько более ярко, но покажут именно свойственные ему реакции, черты, особенности нервной системы. Ситуационные изменения – это «мимика» почерка, постоянно же сохраняющиеся в нем явления – неизменные «черты лица» почерка и личности. Чтобы отделить одно от другого, нужно просто обучиться графологическому анализу. Но повторю – часто бывает и так, что  определенная «мимика» характерна для определенных «лиц».

4. Последний вариант изменчивости почерка касается сознательного его изменения – ради подделки документов, чьей-то подписи, шутки ради и т.д. Поскольку здесь цель – одноразовая, сиюминутная необходимость, а не графотерапия и длительная работа над собой, – такой искаженный почерк не столько покажет истинную натуру писавшего, сколько просигнализирует, прежде всего, о том, что с этим человеком – нужно быть осторожным, он ведет себя искусственно, и возможно, что-то скрывает или замышляет. Такие почерки непригодны для анализа и отбраковываются. А поскольку анализ почерка проводится только с разрешения, и чаще всего по желанию его автора, то в его интересах – получить больше ценной информации, а не скрывать ее, что-то «рисуя».


Инесса Гольдберг