Теперь – поговорим об одной из самых очевидных тем, актуальных для нашего почерка: о форме выполнения букв.
С чем связано последовательное предпочтение одних форм, и избегание других? Можно ли обобщить знания об этом при помощи какой-либо типологии? Сколько существует основных форма почерка и что именно означает каждая из форм?
Почему, при наличии стандарта, прописей, нормативного написания букв, тем не менее часто люди предпочитают свое собственное написание букв, используют или даже злоупотребляют какими-то из форм, и пишут несколько непривычным способом? Обо всем этом мы и поговорим.
Говоря о четырех основах формы, важно знать, что они обусловлены ни чем иным, как четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г.Юнга.
Речь идет о функциях: Логика (рассудочность), Этика (чувства), Интуиция и Сенсорика. Две рациональные функции: логика и этика. Две иррациональные функции: сенсорика и интуиция.
Две рациональные функции:
1. Аркадическая (выгнутая) форма
Логика – ориентация в жизни посредством понятий, анализа и выводов относительно сути вещей.
Логика рациональна, поскольку основана на системе таких ценностей, как «верно или нет», «подлинный или нет», «целесообразность» и т.д.
Графологически «логика» проявляется предпочтением в почерке выгнутых форм, или аркад.
2. Гирляндическая (вогнутая) форма
Этика – также является рациональной функцией, поскольку основана на системе таких ценностей, как «красиво-некрасиво», «хорошо-плохо», «нравится – не нравится» и т.д.
Графологически «этика» отражается преобладанием в почерке вогнутых форм, или гирлянд.
Две иррациональные функции:
3. Углы и прямая форма
Сенсорика – ориентация ощущением реальности.
Суть и возможности вещей воспринимаются такими, какие есть, непосредственно (без предварительной системы), ощущая через себя.
В почерке «сенсорика» отличается преобладанием прямых линий и углов.
4. Нитеобразная форма
Интуиция – ориентация в жизни посредством непосредственного (без системы) проникновения в суть вещей и достижение сути их скрытых возможностей.
В почерке «интуиция» выражается нитеобразными штрихами и формами.
Все 4 формы – коррелируют в целом с психическими функциями, но они шире функций, несут в себе намного большую и сложную информацию.
Именно поэтому мы можем столкнуться с двумя сторонами медали.
До сих пор мы говорили об идеальной классификации, т.е. все сказанное верно в случае, когда данные формы естественны, присутствуют в относительно благополучном с точки зрения психологического состояния, почерке, а также встречаются в почерке хотя и преобладая, но на фоне заметных других форм. Бывает немало случаев, когда этих условий нет, и встречается “злоупотребление” определенной формой, она выглядит неестественно и скованно, либо статично, либо является “маской”.
В таких случаях не совсем верно было бы интерпретировать данные формы в почерке только как проявление юнговских психических функций, поскольку речь идет не столько о них, сколько о защитных психологических механизмах психики и компенсациях, лишь отдаленно карикатурно напоминающих истинное значение той или иной формы, как бы являясь ее усугубленным продолжением.
Например, если говорить определениями Юнга, возьмем мыслительный склад личности. Упрощенно это принято называть Логикой, но у Юнга это более точное и выразительное понятие “Мыслительная функция” – т.е. мыслящее, когнитивное, рассудочное начало. Итак, грань между этим мыслительным и рассудочным началом – и, скажем, между закрытостью, скрытностью, подозрительностью, расчетливостью, бесчувственностью тонка, хотя и там и там – аркады;
Грань также будет тонка между, говоря языком Юнга, чувствующим, т.е. переживающим или участливым началом (то, что часто называем Этикой) – и обусловленной теми же гирляндами повышенной субъективностью, эмоциональностью. эгоизмом, обидчивостью, завистью, ревностью и т.д.;
Вместо юнговской сенсорики, т.е. приземленного, чувственного, практического, тактического, конкретного начала человек, злоупотребляющий резкими углами и палками, может оказаться резким, категоричным, примитивным или агрессивным.
Интуитивное начало может означать богатое воображение и креатив, генерирование блестящих идей, концептуальное и стратегическое мышление, проницательность и способность, тонко уловив скрытые возможности происходящего, импровизировать в любой ситуации. Но под ее же маркерми, нитями – в почерке может маскироваться рассеянность, непрактичность, безвольность, бесхарактерность, поиск утешений в бесплодных мечтах или идеях и т.д;
Что же в почерке на самом деле – весь вопрос в том, а что это за аркады\гирлянды\углы\нити, уместны ли они, где находятся и как выглядят, каков остальной почерк. Т.е. все это зависит от количества и качества той или иной формы в конкретном почерке. И если происходит «злоупотребление» одной формой, или если эта форма проявляется в менее адекватных местах почерка, неуместно и не способствует скорости или читабельности, – то хотя это формально и «та же самая форма», это может оказаться показателем «ложной формы» или «ложной функцией».
Однако также важно понимать, что одно не обязательно исключает другое, а порой и сопровождает его. Таким образом человек мыслительного, логического типа легко может оказаться при этом еще и скрытным или подозрительным. Человек чувствующего, эмоционального склада – завистливым, эгоистом или мегаломаном. Человек сенсорного, ощущающего, чувственного и конкретного склада – брутальным, либо ограниченным, либо зацикленным на мелочах. А человек интуитивного, легкого и импровизирующего склада – хитрым, либо рассеянным, отвлекаемым, – или неприспособленным к жизни.
Важно понимать это и, прежде всего, не принимать ложную форму за истинную, указывающую на психическую функцию. Однако не менее важно суметь разобраться и увидеть за защитными механизмами, компенсациями и потребностями – истинную форму*.
*Определив форму, все соответствующие ей интерпретации Вы найдете во второй книге авторской серии Инессы Гольдберг, “Почерк и Типы личности”, 2008, АСТ, У-фактория.
Инесса Гольдберг