«Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении»
И.М.Сеченов, физиолог, психолог
Чтобы объяснить обоснования для анализа почерка, считаю необходимым рассказать об особенностях валидации метода графологического анализа.
Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования (см. список некоторых примеров таких работ ниже).
С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология использует ряд психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.
Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.
При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы, шкалы и т.д., – качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы и оказывабтся преимуществом для приложения полученных знаний, для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков и т.д.
Важно учесть, что формальная логика и формальный подход в психодиагностике и, в частности, процессе графологического анализа, не является целесообразным:
1.Формальная (Булева) логика, основанная на том, что любое утверждение либо 100% истинно, либо 100% ложно (принцип “да-нет”), не подходит для анализа личности (и почерка), поскольку такая логика по определению не в состоянии описывать противоречивую реальность.
Человеческая личность (как и вся природа) построена на противоречиях и основана на сложном переплетении и взаимодействии элементов и факторов. Формальная же логика, являясь важным инструментом в других областях познания (принцип, «да-нет», «1-0», доведен до абсолюта в общении с компьютером), сводит картину происходящего к упрощенным формулам, и поэтому не годится в качестве инструмента для психодиагностики.
Формальная логика не является единственным возможным инструментом понимания мира, поскольку она полностью отрицает противоречия, ведь они разрушают «формулу», наш искусственный, рукотворный мир, созданный человеческим сознанием и формальной логикой, закономерно стремящимися все упрощать.
Если говорить о формальных логических моделях, к психологическому пониманию и описанию личности наиболее близка область прикладной математики, называемая “fuzzy logic” (переводится как “нечеткая, многозначная логика”), позволяющая оперировать промежуточными состояниями.
Приведу только некоторые, отдельные примеры мировых научных исследований, доказавших валидность графологического метода:
1. “Заключения о почерке” – работа о графологии и определении в почерке интеллекта человека, Альфреда Бине – ученого с мировым именем, основоположника теста интеллекта IQ. Это первое официальное научное исследование в графологии. 1906, франц. яз. (материал имеется в нашем Институте).
2. Исследование Центр Оценки в сравнении с графологией. Графологический анализ как инструмент диагностики управленческого потенциала. Доктор Мария Анна Науэр, Швейцария, опубликовано в 1998, 42-45, в журнале 1998 , Мanagement, NR.4 Перевод с немецкого на яз. иврит. Также опубликовано в журнале Научная Графология, № 5 – 2010 г., стр. 14-20, перевод на рус. яз. (материал имеется в нашем Институте).
3. Данные по свыше, чем 200 исследованиям и научным статьям, опубликованным в бумажных научных мировых журналах по психологии, психиатрии и медицине, начиная с 1950 и кончая 2000 годами, подтверждающим валидность графологического метода, написанные исследователями, не являющимися графологами. Англ. яз. (Список работ имеется в нашем Институте)
4. Из книги Баруха Нево – израильского профессора психологии из Хайфского Университета, Научные аспекты графологии. Научная статья Графология и выполнение профессиональных обязанностей: исследование валидации. – израильского исследователя Амоса Дрори. Университет Бен-Гурион, 2001, англ. яз. (материал имеется в нашем Институте).
5. Диссертационное исследование Сони Брощк Графология и Личность. Корреляционный анализ, Африкаанский (Бурский) Университет, 2003, англ. яз. (материал имеется в нашем Институте).
6. Почерк и речь: Исследование диагностической ценности графических показателей для исследования нарушений речи
Клара Гольдзихер Роман. Оригинальная публикация – в “Логосе”, Бюллетене Национального Госпиталя Нарушения Речи, Нью Йорк, 2, №1, 1959, стр. 29-39. С разрешения Института Реабилитации Речи, Нью Йорк. Англ. яз. Также на нем. яз. и венгер. яз. (материал имеется в нашем Институте).
7. Напряжение и расслабление: Исследование почерка с использованием Графодина (аппаратное исследование). Клара Гольдзихер Роман. Оригинальная публикация – в журнале “Симпозиум Личности”, №2, 1950, Нью Йорк.С разрешения издаталей, Grune and Stratton, Inc. Англ. яз. (материал имеется в нашем Институте).
8. Рудольф Пофаль, германский профессор графологии, физиолог, нейролог, руководитель факультета графологии в Гамбурском университете в 40-50 -е годы 20 века..“О психофизиологии явлений напряжения в почерке”, 1949 год. Аппаратные и измерительные исследования движения и давления в почерке, изучение психофизиологических и нейрологических процессов связи рука-мозг.
9. Исследование по изменчивости почерка: развитие скорости письма и стержневого нажима у школьников (аппаратное измерительное исследование).Клара Гольдзихер Роман. Оригинальная публикация в США – Журнал Генетической Психологии, 1936, стр. 49, 1939, стр. 60. (материал имеется в нашем Институте).
10. Совместное исследование Департамента Психиатрии Университета Сент-Джорджии, Школы Медицины, Сегед, Венгрия, и Института Графологии, Будапешта: Графомоторные нарушения при деменции Альцгеймера. Кальман Я., Агарди Т., Янка З. (материал имеется в нашем Институте).
11. Почерк при ревматоидном артрите
д-р медицины Луис А. Готтшалк, К. Г. Роман, д-р психологии и д-р медицины Герман М. Серота. Источник – Институт психосоматических и психиатрических исследований Госпиталя Майкла Рииза и Института Психоанализа, Чикаго. Исследование проведено при частичной поддержке исследовательского Гранта отдела Психической гигиены, Услуг Общественного Здоровья, Федерального Агентства Безопасности. На англ. яз. (материал имеется в нашем Институте).
12. Роль право и леворукости в почерке близнецов
Клара Гольдзихер Роман. Венгерский Психологический Обзор, том 15, 1942 г., №№ 1-4, стр. 64-68. На венгер. яз. (материал имеется в нашем Институте).
13. Определение индивидуальности несовершеннолетних развратных (извращенцев) на основе исследования их почерков
Д-р Немет Петер, Клара Гольдзихер Роман. Прикладная криминология и графология, Венгерская Специальная Педагогика, изд. Арпад, г. Калоча, 1933 г., стр. 12. На венгер. яз. (материал имеется в нашем Институте).
14. А.Р. Лурия “Очерки психофизиологии письма”, 1950 г. , “Письмо и речь”, 2002 г. Научные труды по описанию связи речи и письма, почерка, психики, когнитивных функций и мозга.
15. П.Б.Ганнушкин “В душе психопата”, 2018 г. Известный клиницист Петр Ганнушкин, исследуя особенности психопатических личностей, затрагивает также и тему их почерка, как диагностический критерий, коррелирующий с состоянием личности.
И многие другие научные работы.
Автор статьи – Инесса Гольдберг, Руководитель Института Графоанализа