ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Институт Графоанализа Инессы Гольдберг представляет:

Петр Ильич Чайковский

“Страсть и меланхолия, поэт и бес”

П. И. Чайковский как музыкант и композитор  известен во всем мире, его произведениями до сих пор восхищаются миллионы людей, но личность этого гениального человека до сих пор остается под завесой тайны. Отчасти это связано со многими противоречиями в характере, жизни и почерке великого композитора, и мы попробуем в них разобраться.

Почерк является очень тонким барометром человеческой психики. Образцов почерка П. И. Чайковского сохранилось достаточно много – и письма, и дневники, и записи на нотном стане. Попробуем посмотреть на внутренний мир этого гениального человека с точки зрения его характера и мировоззрения.*

*Для более полного понимания картины, для коллег и продвинутых студентов даю информацию о самых  основных  данных  почерка  отдельным  блоком,  в  конце  статьи.

При поиске образцов почерка для этого исследования я наткнулась на образец каракуль четырехлетнего Пети Чайковского, нарисованных им на письме отца к матери. Было очень интересно разглядывать эти рисунки. Как известно, особенности детских рисунков во многом определяют будущий почерк человека, точно также, как некоторые проявления личности заложены и остаются с человеком на всю жизнь. Следовательно, и ранние графические проявления способны отражать особенности восприятия окружающего мира.

По нарисованным сильным нажимом  углам, образующим зигзагообразную нисходящую линию уже можно предположить  хорошие  интеллектуальные способности и выраженное сенсорное, чувственное восприятие окружающего мира будущего композитора. 

Из воспоминаний близких, маленький Чайковский был очень восприимчивым, чувствительным и впечатлительным ребенком. У него было все, чтобы стать благополучным, счастливым человеком – беззаботное детство, крепкая семья, любовь и ласка родителей, нежные и добрые отношения между ними, замечательные братья и сестра, с которыми на всю жизнь Чайковский сохранил добрые отношения. Несмотря на все это, сверхчувствительность делала его очень уязвимым человеком. Он
очень остро и болезненно воспринял разлуку с родными в 10-летнем возрасте, связанную с необходимостью учиться, и смерть матери в 14 лет. Эти детские потрясения, еще и в пубертатный период, добавивший им остроты и драматичности, оставили отпечаток на всю оставшуюся жизнь и привели к психологической травме.

Как показывает почерк, эта гиперсенситивность имела место и во взрослой жизни. В почерке ярко выражено иррациональное начало – сенсорная чувственность и сменяющее ее нервные интуитивные озарения. Об этом свидетельствуют такие графические признаки, как резкая угловатость и одновременно нитеобразность связок и форм, подробность написания одних букв и абстрактность других, резкие смены нажима, чередование острых и тупых штрихов. 

Почерк композитора лишен гармонии, сбалансированности и наполнен беспокойством, возбудимостью, резкостью, раздражительностью и неудовлетворенностью. Высока степень непостоянства графических элементов, наблюдается искаженное, сбитое спазмами движение (будто рука не слушается автора почерка), ущербность формы букв, игнорирование читабельности, много резких штрихов, угловатость, беспорядочное распределение текста на листе, перемены в нажиме и др. признаки.

Такое общее впечатление от почерка определяет тип адаптации человека в социуме. В случае Чайковского это несоответствие, игнорирование и неприятие социальных рамок, норм поведения и требований общества. Общаться с таким человеком было очень не просто, об этом свидетельствует почерк, отличающийся низкой, местами практически отсутствующей читабельностью; ущербной, искаженной, неустойчивой  формой букв; хаотичностью распределения текста; резкими импульсивными штрихами. В признаках почерка  находят свое отражение такие особенности личности, как: непредсказуемость поведения,  острота не всегда адекватных реакций, искаженное восприятие окружающей действительности, раздражительность, мнительность, недоверчивое отношение и нетерпимость к людям.

В почерке, как и в личности великого композитора, встречается много противоречий.
Он избегал людей, был нелюдим, близко общался лишь с ограниченным кругом близких людей. При этом – из биографии Чайковского известно, что он вел очень активную переписку со 600 респондентами и был достаточно талантлив в эпистолярном жанре.  Объяснения этому можно также найти в почерке. Диагностируя интроверсию композитора по таким признакам как развитие почерка по вертикали, узость букв, часто преувеличенные расстояния между словами и строками и т.д., внимание привлекают и другие признаки, свидетельствующие об экстраверсии. Такие признаки, как экспансия (захват) листа, правонаклонность, средний размер, связность почерка, в некоторых образцах до слитности между словами.

Можно предположить, что интроверсия являлась следствием психологического неблагополучия этого человека. Несомненно, будучи непростым человеком, и, несмотря на проблематику внутренних конфликтов и межличностных отношений, он испытывал острейшую необходимость утолять интеллектуальные потребности, дискутировать, спорить, высказывать свое собственное мнение или категорическое несогласие. Уход в себя, с одной стороны, уводил его очень далеко от повседневной реальности, но природа требовала каким-то образом проявлять себя во внешнем взаимодействии.

При письме Чайковский часто использует линии, которые в графологии называются «двойными кривыми», чем еще сильнее усложняет восприятие текста. В психологическом плане это связано с особенностями взаимодействия – он умел «писать», мог быть неискренним, часто занимал неоднозначную позицию в общении, умел ловко выходить из положения. Из почерка видно, что он чувствовал огромное внутреннее одиночество, непонимание, тоску по прошлому, терзания и постоянное недовольство собой. Эти состояния усугублялись в уединении.

Он одновременно тянулся к общению и тяготился им. Общение с окружающими должно было избавить его от мыслей от собственных психологических проблем, но при этом в непосредственном общении испытывал сильные затруднения. Активная переписка с одной стороны была выходом – таким образом, он компенсировал именно нехватку человеческого общения, отвлекался от своего внутреннего «груза», имел возможность писать красиво, подбирая слова, «рисоваться», интеллектуально самовыражаться, производить впечатление, иногда лицемерить.

В почерке часто встречаются возвратные движения – штрихи, направленные влево и вниз, также обращают на себя внимание особенности написания нижних отростков букв – он избегает написания петель, вместо петли пишет либо острый и очень глубокий угол, либо вниз уходит тонкий, но очень длинный штрих-нить. Эти явления связаны с прошлым, с детством. Его тянуло обратно, туда, где он чувствовал себя когда-то счастливым и защищенным, и он сильно дорожил этими воспоминаниями, и одновременно – прошлое вызывало боль и чувство вины, самообвинения.

Психологическая травмированность – нехватка безусловной любви, тоска по матери, недостаток чувства безопасности, неудовлетворенность; а также психологическая предрасположенность (особенности нервной системы) – все это было плодородной почвой для развития невроза. Раздражение, протест, беспокойство, жизнь в ожидании нападения, постоянно напряженное психическое состояние, внутренний дисбаланс, недовольство, конфликт и с собой и с окружающим миром – именно так проявлялся невротический склад Чайковского.

Говоря об особенностях нервной системы, следует отметить низкий порог раздражения и высокую возбудимость. Почерк передает очень возбужденное состояние пишущего –  высокая степень непостоянства различных графических признаков (размер, наклон, ширина-узость, интервалы), часто недописанные буквы, теснота и беспорядок почерка, резкие и частые смены в нажиме. Это был нетерпеливый и непоследовательный, очень раздражительный, непредсказуемый человек. Свойственные ему перепады настроения и тонуса давали неустойчивое состояние, поведение «из крайности в крайность». Холеричная возбудимость сменялась меланхоличной депрессией – от восторженности и вдохновения до уныния и апатии, от вспыльчивости до гнева, от желания «свернуть горы» до безразличия к происходящему. К слову, известно, что Чайковский некоторое время наблюдался у психиатра, и мы можем видеть, что этот факт биографии мог быть оправданным.

В особенностях написания середины букв, среди которых сильная угловатость, много узости, спазматичных движений, резких перепадов в размере – отражается аутоагрессия Чайковского – негативизм к себе, самобичевание, недовольство собой,  угрызения совести и самообвинения, преувеличение собственных недостатков, ограничение  удовлетворения собственных потребностей. Все эти особенности характера в почерке Чайковского выражены в крайнем проявлении и говорят о том, что он не был счастлив.

Удивляет тот факт, что в жизнедеятельности Чайковского определенное место занимало преподавание. Остается загадкой, какие мотивы двигали им в этой работе. Однако его почерк совершенно не располагает к педагогической деятельности  – терпение и терпимость, такт и эмпатия, нормативность, чувство долга, основательность и дисциплина – все это было ему чуждо.

Он был упрям, не терпел доминирования над собой, отрицал подчинение, стремился к независимости  – эти особенности характера позволяют предположить, что на Чайковского было сложно оказать влияние и заставить что-либо делать. Возможно, преподавание носило вынужденный характер, либо было необходимо для каких-то своих целей, но вряд ли оно было мотивировано любовью к преподаванию как процессу.

В развитии его музыкального дара определяющее значение имели когнитивные особенности – особенности восприятия и обработки поступающей извне информации. У П. И. Чайковского доминировало иррациональное восприятие окружающего мира – сверхчувствительность и интуитивность брали верх над рациональностью и эмпирическими фактами. Он имел сильно развито ассоциативное, образное мышление, был способен к импровизации, к комбинаторному мышлению, также ему не чужда была и логика, он обладал очень высоким интеллектом.  Именно эти способности определяли его музыкальность и гениальность.

Отдельно хочется остановиться на версии о гомосексуальной ориентации композитора. Почерк Чайковского отличается выраженной маскулинностью – брутальностью, темпераментностью, агрессивными проявлениями,  резкостью, грубостью, эмоциональной холодностью. По почерку, а именно по таким признакам как наличие углов, резких штрихов, сильный спазматичный нажим, низкая читабельность, схематичность и абстрактность букв, жесткость движения и др., ярко видна гендерная принадлежность и  доминирование «мужских» гормонов.

Нельзя знать наверняка всех жизненных обстоятельств, но в психологическом плане это связано с такими «мужскими» характеристиками как сила, независимость, мужество, смелость, уверенность, но и упрямство, жесткость, нервность и всем сказанным в предыдущем абзаце. Его одиночество и неудачный брак могли быть связаны именно с этими чертами характера – с таким человеком очень проблематично было строить отношения и тем более жить в браке.

Автограф: акцентирует имя, ставит точку, затем пишет фамилию. Подпись отработанная, имиджевая. Этот имидж он будто в рамочку слева и внизу берет и на полочку ставит, а что за рамкой? Проективно отгораживает прошлое, прячет его за настоящим имиджем, сознательно не хочет кого-либо пускать туда и показывать свою уязвимость. Демонстрирует внешне уверенность, самодостаточность, самоуважение, независимость.

Почеркушки: они имеют обсессивно-компульсивный характер: навязчивые дей-ствия, необъяснимая зацикленность на них, высокий уровень тревожности. В почерке это тоже  чувствуется. Это  неблагополучие, замещающееся компульсивными  действиями.  В этом смысле неудивительно его известное болезненное внимание к гигиене, своему здоровью, к чистоплотности, брезгливость.

Краткая информация для графологов:

•    Микро-структура почерка очень неблагополучная – неустойчивая, борьба с самим собой, сбои везде и во всем, возбуждение, маятник тонуса, неудовлетворенность.
•    Доминантна картина движения – спазматичное, искаженное, сбитое, жесткое, вертикальное, резкое.
•    Затем идет картина организации – застывшая, жесткая, сродни организации при Аутистической потенции. Выдерживает интервалы между строками и между словами.
•    Форма – искаженная спазмами и «сбитостями», игнор не только формы, но и читабельности, ущербность, узость, углы и нити.
•    Обращают внимание высокая неоднородность, вертикальный разброс.
•    Сочетание всех «мужских» потенций в неблагополучном проявлении – 8+5+3+1. 8 и 5 на первом месте и очень яркие, 3 – это следствие его холерического темперамента, и 1 – как измождение и истощение, как результат внутренней «бури», состояния неврастении.
•    Темперамент «холеричный со срывами в меланхолию»…  Поэт и бес.

Институт Графоанализа Инессы Гольдберг