ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Институт Графоанализа Инессы Гольдберг представляет:

Модест Петрович Мусоргский

“Талант и одержимость”

Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881) – великий русский композитор, автор таких бессмертных произведений как оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», музыкальный цикл «Картинки с выставки» и многие другие музыкальные произведения, активный участник «Могучей кучки».

Творчество и произведения героя нашего сегодняшнего расследования были яркими, неординарными, из-за чего порой подвергались жесткой цензуре и критике. Его творчество   было борьбой за справедливость, за равенство, за народ и его права. В музыке Мусоргского нашли отражение «океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности, зажатых ртов» (В. В. Стасов).  Сегодня с помощью графологического анализа почерка мы попробовали разобраться в характере и личности этого выдающегося русского композитора XIX века.

В любом человеке изначально заложена определенная природа, характер, особенности мировоззрения. В случае Мусоргского на его врожденный личностный потенциал в большой степени повлияли и особенности воспитания, и дух того революционного времени.

Родители готовили его к военной службе. Готовность жить по уставу прослеживается и в почерке композитора – выражен синдром «Реформатора» – акцент на форме букв, стилизация, высокая степень постоянства различных графических признаков, зацикленность и жесткость в движении, параллельность штрихов, сильный нажим и др. признаки. Эти признаки свидетельствуют о  таких качествах  как  строгая  дисциплина, самокритика и самоконтроль, сила воли, обостренное чувство долга и справедливости. Все эти врожденные черты характера, безусловно, усиливали полученное Модестом гвардейское образование и офицерская выправка. И, несмотря на то, что музыка и творчество оказались сильнее, и он неожиданно для всех бросил так удачно  начинавшуюся военную карьеру, он не переставал служить России и русскому народу, выбирая тему патриотизма и борьбы за права людей основной темой своего творчества, поскольку это было в его природе.

Мусоргский был умен, обладал отличным интеллектуальным потенциалом. При всей стилизации его почерк упрощен, форма букв индивидуальная, движение вертикальное, размеренное и жесткое. В почерке заметны преобладание аркадных (выгнутых) и угловатых форм, узость букв, ровность строк, полей и интервалов, отсутствие гибкости и плавности в штрихах. По этим признакам можно охарактеризовать следующие отличительные особенности мышления великого композитора: рассудочность, усугубленная критичность, жесткая категоричность и непоколебимость убеждений, вера в идеалы, идейность, граничащая с догматичностью.

Именно такими убеждениями можно считать его патриотизм и обостренное чувство справедливости. И хотя творчество многих музыкантов в 60-70-е года XIX века было овеяно революционными идеями, у М. П. Мусоргского они, судя по его личности, они находили наиболее яркое, порой даже гипертрофированное выражение.

Еще один пример свойственной Модесту Мусорскому черты тотальности – фанатичная любовь к матери. Именно мама научила его любить музыку и помогла сделать первые музыкальные шаги. Она испытывала сильнейшую любовь к младшему сыну, во многом основанную и на страхе потерять его – так же, как она потеряла двоих старших сыновей, умерших в младенческом возрасте. Имела место гиперопека на фоне трагичности и страха утрат, последствия чего можно наблюдать в почерке, передающем психологическую картину личности композитора. Мать стала для него женским идеалом, который он боготворил, называя «святой». Насколько сильно он ее любил – настолько же тяжело переживал ее утрату. Болезнь и смерть матери отразились не только в творчестве великого композитора – горе, рок, одиночество, неизбежность и возмущение проходили лейтмотивом в его личности и психологически состарили его, он выглядел намного старше своих лет.

В почерке ярко выражена интроверсия композитора – развитие почерка по вертикали (длинные верхние и нижние отростки); мизерный размер средней зоны (центра букв) при преувеличениях в нижней и верхней зонах – как свидетельство подавления своего Я, Эго; чрезмерный вертикальный разброс штрихов, узость букв, жесткость в движении, большие расстояния между строк и др. Он чувствовал отчужденность, внутреннее одиночество, был сдержан, часто скрытен, очень избирателен в общении.

Модест Мусоргский был человеком, заботящимся о своем имидже – он большое значение придавал внешним оценкам, своей репутации, и для него было важно, чтобы у окружающих людей складывалось «правильное» мнение. Ради этого он подчас жертвовал своей индивидуальностью, свободой поведения в реальной, обыденной жизни.

Почерк композитора подчас стилизован, имеют место украшения букв, акцентируется эстетика формы.

Манеры, элегантность, отличная речь, остроумие и образованность – перед всем этим не могли устоять женщины. Однако, учитывая его склад, он мог подсознательно искать ту, которая могла бы заменить ему мать, тянуться к женщинам старше себя. Известна роль в его жизни Н.П. Опочининой — единственной женщины, которую, по мнению многих музыковедов, Мусоргский долго и благоговейно любил. Она была старше композитора на 18 лет и заботилась о нём ещё с его юности. Ей посвящены самые лирические произведения Мусоргского.

Отдельного упоминания заслуживает тема смерти в музыке Мусорского. Эта тема преследовала его с раннего детства, когда родители боялись за его жизнь, и позже, когда он потерял родителей, а затем и нескольких своих близких друзей. Склад характера также позволяет предположить, что он сублимировал в творчестве и базисный страх смерти, страх утраты и неизбежности конца.

В особенностях написания элементов букв в верхней зоне (верхние отростки – зона сознательного и креативного начала) и ее доминировании – мы видим развитое воображение и способность к импровизации, тягу вверх, в «зону» творчества. Там, «вверху», он чувствует себя свободней, позволяет себе творить, выражать себя и свои мысли. Он буквально «жил» творчеством, сбегая в него от непростой реальности.

В почерке имеет место доля импульсивности, которая, безусловно, вносила свою лепту в его творчество. Благодаря ее влиянию, его произведения, достаточно смелые и яркие, бросающие вызов, отличающиеся новизной и нестандартностью. Мусоргский не оканчивал многие свои произведения, но видя его почерк, можно предположить, что вероятнее всего, именно эта доля импульсивности – была виной не доведения до конца своих творений.

Он испытывал чувство бессилия перед реальностью – невозможность какими-либо реальными действиями повлиять на ситуацию, изменить существующую действительность, что касалось и в целом ситуации в России, и в частности своей жизни. Но, тем не менее, внутренняя сила, индивидуализм, свободомыслие находили выход в музыке. Таким образом, творчество для Мусоргского было своего рода сублимацией – перенаправлением своих, скованных реальной жизнью, энергии, чувств и эмоций, отношения к жизни и времени в наиболее приемлемую сферу – в творчество, в музыку.

В его характере имела место критичность, оценочность, принципиальность, что делало его непростым в общении человеком, моралистом, непримиримым и требовательным. Он был скромен в самооценке, занижая ее, самокритичен, сдержан и в целом постоянен в поведении. В почерке наблюдается острая потребность участвовать в жизни общества, проявлять активность, влиять, быть социально значимым.

Неудивителен тот факт, что М. Мусоргский был активным участником музыкального сообщества «Могучая кучка», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. В его почерке красной нитью проходит мотив борьбы: борьбы за справедливость, за правду жизни, любовь к отчизне — активное начало, инициативность, способность бросить вызов. Также в его характере имеют место Потребность в групповой принадлежности на фоне идей и установок, зависимость от отношений, важность чувства общности.

«Могучая кучка» для него имела значение как сообщество композиторов, объединенных как одной идеей, революционным духом, новаторством в музыке, так и возможностью общения и взаимной поддержки. Будучи человеком интровертного склада, он очень дорожил теми людьми, которые стали для него настоящими друзьями, соратниками в борьбе за правое дело, профессионалами, понимающими и разделяющими его творчество, стремился к общению и взаимоотношениям с ними.

Внимание привлекает факт алкоголизма М. Мусоргского. Исследуя почерк, мы замечаем тенденцию к одиночеству, фатализму, напряжению, депрессивности. Композитор очень тяжело переживал потери, неудачи и болезненно относился к критике. Цензура, нападки в прессе, отказы в постановке его произведений – все эти факты больно ранили и не раз приводили его к депрессии. Вероятно, в этом и кроется причина пагубной привычки, ставшей смертельной болезнью.
Как известно, в последние годы жизни его страсть к алкоголю была настолько сильна, что привела к ослаблению творческой активности, к материальным проблемам, к тяжелой и продолжительной  болезни,  а  в итоге и к мучительной смерти.

При его чувствительности, причиной его сильнейшей депрессии мог, конечно, стать распад «Могучей кучки» и сильные переживания по этому поводу. Но его друзья и соратники по «Могучей кучке», также переживавшие это событие, не проявили такой слабости перед обстоятельствами, как Модест. Было что-то еще, а именно – имела место внутренняя причина, психологическая предрасположенность, она должна была сыграть в этой ситуации определяющую роль.
Анализируя почерк, можно прийти к выводу, что Мусоргский был человеком активным, целеустремленным и волевым. На первый взгляд с таким характером несколько не вяжется зависимость от алкоголя, слабость перед спиртным, пассивность в преодолении препятствий. Чаще всего в эти «сети» попадают люди слабые от природы, безвольные, либо падкие на соблазны, со слабой волей и отсутствием сопротивляемости. В случае же с Мусоргским судьба сыграла с ним злую шутку, практически в одночасье сделав его силу его же слабостью. Что же произошло?

Во-первых, жесткая самодисциплина и самоконтроль, большое количество внутренних запретов, негибкость в восприятии реалий жизни, психологическое напряжение, повышенный уровень стресса (нельзя расслабляться, показывать свою слабость и уязвимость, нужно быть всегда настороже, в боевой готовности) – ему очень тяжело было нести этот «груз». А организм человека, как и психика, это не механизм, способный постоянно работать в одном и том же режиме, ему нужно периодически  освобождаться  от  напряжения и психологического груза, от тисков тотального контроля. Гибкое – гнется и  выпрямляется, а вот жесткое – дает трещину и ломается.

Во-вторых, в жизни Мусоргского депрессивные состояния повторялись, часто сопровождая потерю близких людей, критику его музыки, материальные проблемы. В последней, самой тяжелой и продолжительной депрессии имела место ситуация, когда Эго человека не справилось с адаптацией из-за противоречий между внутренним и внешним миром, что привело его к упадку сил и безразличию к происходящему.
Мусоргский сам не умел снять стресс, освободиться от груза – здесь он не был гибок. Уровень стресса был очень высок, плюс «удачно» сложились обстоятельства – он сорвался, в отчаянии прибегнув к «помощи» спиртного, что окончательно подорвало его здоровье как физическое, так и психическое.

В образцах его почерка, как и в его жизни, прослеживается тенденция впадать в крайности – например, стилизация и механистичность почерка в одних образцах, до импульсивных, плохо контролируемых порывов в других. К крайностям можно отнести и безумную любовь к матери, и фанатичность идей-убеждений, внутреннее одиночество, мистицизм, критичность до сатиры и цинизма, колебания отношения к жизни — от одержимости до безразличия, имиджа – от безукоризненного офицера до деградации в конце жизни.
Анализируя различные образцы почерка М. П. Мусоргского, а также параллельно знакомясь с его творчеством и биографией, понимаешь, какое большое влияние оказало на его жизнь и его произведения сам дух и настроения того времени. Однако, несмотря на режим, цензуру и критику его музыки, собственную несчастливую судьбу, он сочинял, творил ярко и неординарно, смело бросая вызов суровой реальности. За этим талантом стоит трагическая судьба человека, который заплатил слишком высокую цену за свое творчество: душевное благополучие, здоровье, простое человеческое счастье.

Институт Графоанализа Инессы Гольдберг