Модный приговор или Шанель навсегда
Коко Шанель (1883 – 1971) – (фр. Coco Chanel, настоящее имя Габриэль Шанель) – французский модельер, мировой кутюрье, предприниматель, основатель Дома Высокой Моды.
Шанель была революционером в моде – она освободила женщин от жестких и удушающих корсетов, огромных пышных юбок, экстравагантных шляп. Все созданные ею модели – простые и удобные, но вместе с тем стильные, подчеркивающие элегантность остаются актуальными уже много десятилетий, несмотря на происходящие в мире перемены.
Она оставила после себя не только маленькое черное платье, женский костюм, сумочку на цепочке, жемчужное ожерелье и неповторимый аромат «Шанель № 5», она подарила женщинам возможность быть собой, быть естественными и элегантными, сочетать в одежде удобство и изящество.
«Говорят, я все время нарушаю правила. Глупости! Я их не нарушаю, я их разрушаю. К чему мне правила, которые неудобны, да к тому же чужие», – Коко Шанель
Это был ее стиль адаптации – игнор и протест, рамки и правила для Шанель были как платье с чужого плеча – неудобное, некомфортное, тугое, стесняющее движения – просто чужое. Это не для нее, она не стала приспосабливаться, загоняя себя в тугой корсет стереотипного мышления, она бросила вызов принципам и общественному мнению, властвующим в обществе и моде в ХХ веке.
«Красиво только то, что удобно», – Коко Шанель
Удобство, простота и элегантность – эти слова стали не только ее кредо – основные принципы стиля Шанель. Именно этими словами можно охарактеризовать первое впечатление от ее почерка.
Почерк Габриэль Шанель (образец № 1) в первую очередь транслирует свободу – свободу поведения, мышления и суждений, свободу творчества, одним словом – свободу самовыражения. Спонтанность, активность, непосредственность, смелость и дерзость сочетаются с индивидуализмом, жаждой изменений, со стремлением выражать себя и развивать свой личный специфический и уникальный потенциал.
Комфортность и свобода движения сочетается со стремительностью, с высокой скоростью покрывающих лист бумаги легких штрихов. Движение является доминантным по сравнению с организацией и формой почерка. В сочетании с гибкостью и заостренностью штриха, слитностью почерка, неустойчивостью правого наклона это говорит о свободолюбивом смелом характере, активной жизненной позиции, развитой инициативе, авантюризме, склонности к риску, доле импульсивности в характере.
Несмотря на доминирование активного начала в почерке находит отражение негармоничное расходование своей энергии. Неоднородность и резкие смены в нажиме свидетельствуют о том, что период высокой работоспособности великого кутюрье сменялся периодом лености и апатии. Подтверждение этому есть и в биографии Шанель: как транслирует почерк, периоды бездействия, пассивности, жизни «по течению» были именно периодами восстановления сил и поиска внутренних резервов.
Утонченность линий, лаконичность формы и стремительность покрывающих лист штрихов удивляет и восхищает. Анализируя почерк, совершенно не удивительно, что именно элегантность стала одним из ключевых принципов стиля Шанель. В подтверждение этому в почерке отражается отличный вкус, восприимчивость, интуиция, быстрая реакция и моментальная ориентация в ситуации, способность к импровизации. Эти личностные особенности объясняют и стиль работы Шанель. Она не рисовала свои модели, ее первыми помощниками в создании нового образа были реальный материал, ножницы и иглы. Смело обрезая лишнее, закалывая ткань, сочетая несочетающиеся ткани и фактуры, она создавала новый образ прямо на манекенщице, заставляя ту двигаться и жестикулировать.
«Защитой от любых кризисов должна быть собственная голова, а не сверкающие камни или золото», – Коко Шанель
Она обладала отличными интеллектуальными способностями, интуитивным мышлением, любознательностью, открытостью к новому, быстрым и гибким восприятием, деловым чутьем, о чем свидетельствует, в том числе, формообразование в почерке. При письме Шанель пользуется чаще острыми углами, аркадными и нитеобразными формами. Уголки и резкие смены направления движения выдают человека, обладающего внутренним «стержнем», решительного и волевого. Аркады схематизируют и упрощают структуру буквы – она обладала развитой логикой, имела структурное мышление, обладала стратегическими способностями. Нити и двойные кривые линии добавляют интеллектуальным способностям Коко Шанель интуитивности, восприимчивости и гибкости. Безусловно, особенности мышления сыграли не последнюю роль в ее успехе как женщины – предпринимателя, создавшую свою империю моды, не имея в кармане ничего и ставшую одной из богатейших женщин мира.
Обращают внимание особенности написания верхних отростков букв (почерк № 1) – восходящие петли и штрихи, выполненные с легким нажимом, гибкие и свободные, часто вверху превращаются в двойную нитеобразную линию. Эти взлетающие высоко вверх и уходящие глубоко вниз петли и росчерки образуют выраженный вертикальный разброс. Средней зоне букв внимания уделяется намного меньше, местами она недописанная, ущербная. В почерке очень высока степень непостоянства – колеблется ширина букв, их наклон, размер, вертикальный разброс и др. графические признаки. В сочетании со скоростью, легким (средне-слабым) нажимом, расслабленностью и гибкостью почерка это свидетельствует о выраженных творческих способностях, креативности, открытости новому, оригинальности суждений, стремлении к созиданию.
«Детские обиды самые сильные и помнятся дольше других, потому что дети обижаются сердцем, а взрослые – разумом», – Коко Шанель
Проводя графологический анализ почерка Коко Шанель, наше внимание привлек еще один образец ее почерка (№2), написанный карандашом, несколько отличный от предыдущих. Это письмо Шанель своему другу, талантливому и величайшему танцору прошлого века Сержу Лифарю. Этот образец помог еще глубже понять психологию и подсознательные мотивы нашей героини.
В письме ярко отражается присутствующий в характере Шанель нарциссизм. Причины его кроются в детстве. В этом образце почерка (№2) обращают внимание округлость букв, раздутость средней и нижней зон, прямой наклон, тяжеловесность букв. В этом графологическом синдроме отражаются недолюбленность, отсутствие базового доверия миру, поиск «тыла». Глубокие гирлянды и аркады скрывают в себе травмирующие эмоциональные переживания и комплексы. Она стыдилась своего происхождения, сиротства и бедности, в почерке выражены обида на мать, чувство вины перед отцом, чувство неполноценности и дискриминации, переоценка значимости в жизни материального положения и статусности.
В этих подсознательных, глубинных мотивах лежит и объяснение ее страха жизни без любви, чувственность, стремление к постоянным романам и любовным интригам, которые делали ей не меньшую славу, чем мода и предпринимательский талант. В отношениях с мужским полом она компенсировала нехватку чувства любви и принятия (как со стороны матери, так и со стороны отца), так хорошо знакомые ей с детства. Стремление к независимости, самостоятельность, нежелание подчинять себя ни чьей воле – ни общественного мнения, ни мужчины, ни близких, желание любви и страх зависимости – она так и не смогла создать семью и сохранить долгие отношения ни с одним из возлюбленных.
Образец почерка № 1 также свидетельствует об остром желании изменений, сбегании от реальности, неудовлетворенности жизнью «здесь и сейчас», отсутствии уверенности в своих «корнях», что в почерке отражается в высокой степени неоднородности и скудности средней зоны, неустойчивости нижней зоны букв, частом пропадании нажима на нижних петлях, развитой верхней зоне и выраженном вертикальном разбросе букв. Она искала способ компенсации неудовлетворенности в жизни, а желание стать Личностью было маячком, который не дал опустить руки, утешаясь бесплодными фантазиями.
“Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще”, – Коко Шанель
Презрение и критичное отношение, избирательность и жестокость к другим выступали в качестве психологической защиты внутренней уязвимости, болезненной самооценки, комплекса неполноценности. Ей слова как близких так и чужих людей, как портновские булавки кололи больно и в самое уязвимое место. Её почерк в письме (№2), написанный более старательно и медленнее, чем другие более спонтанные записки, выдают натуру упрямую и противопоставляющую себя другим людям, обладающую болезненным самолюбием, эгоизмом, высокомерностью и гордыней. Обращают на себя внимание кресты в буквах на стыке верхних и средних зон почерка. Эти графические элементы усиливают упрямство, категоричность в суждениях, непринятие авторитетов, фатализм во взглядах.
Образец почерка № 1 отличается сниженной читабельностью, большей оригинальностью букв и связок, индивидуальностью формы, обедненностью средней зоны, небрежностью в организации текста на листе, выраженным вертикальном разбросом. Эти особенности почерка свидетельствуют об индивидуализме, игнорировании общественного мнения и авторитетов. Это был человек, испытывающий затруднения в общении и взаимоотношениях, резкий и прямолинейный, где непосредственность граничила с бестактностью, чувство юмора с цинизмом, равнодушие с жестокостью.
Благодаря этим особенностям наследие Коко Шанель составляют и многочисленные цитаты. Ее взгляды, оценки и суждения чаще всего осуждались и возмущали общественность, но, тем не менее, по сей день ее высказывания заставляют задуматься о моде и стиле, о смысле жизни и любви, о женственности и красоте.
«Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти», – Коко Шанель
Графологический анализ почерка Коко Габриэль Шанель, понимание ее психологии, характера и мотивов, знакомство с ее биографией, жизненным и творческим путем заставил задуматься о том, что шанс измениться и изменить свою жизнь есть у каждого, крылья могут вырасти, даже если ты рожден без них. Если есть характер и мотивация, невозможное становится возможным! Хотя кто сказал, что оно невозможно?
Институт Графоанализа Инессы Гольдберг