“Почерк Власти”
В Институте Графоанализа Инессы Гольдберг раздался звонок. Звонили с НТВ, Москва. Искали специалиста, приглашали принять участие в качестве эксперта-графолога в неком большом научном телевизионном проекте. Автором проекта под названием «Ген всевластия» был Павел Лобков, и его целью было, с помощью опроса российских и иностранных ученых, а также проведения разнообразных диагностических экспериментов «в живом эфире» – попытаться определить, является ли лидерство – врожденным свойством, можно ли его как-либо научно измерить и определить.
Лишь в процессе съемок и подготовки к ним удалось понять, что Павла интересует вовсе не столько именно лидерство, в здоровом понимании этого слова, сколько властность, доминантность, желание подавлять других.
Тем, кому необходима власть ради власти – вовсе не присущ командный дух или ответственность за своих подопечных, – как правило, это “индивидуалисты”, не умеющие сочувствовать и понимать других, своего рода «одинокие волки», скрывающиеся за образом «крутого парня» или «мачо», всегда настроенные враждебно и не доверяющие никому, лишенные эмпатии и жестокие. Интересанты.
Занимаясь психодиагностикой, исходя из опыта, мне сразу стало ясно, что по своему складу, кроме задатков выделиться, это должен быть «силовик»: человек, признающий только силовое воздействие (“кто сильнее, то и прав”) . Как правило, у таких людей можно наблюдать высокий уровень конфликтности и агрессии, даже если они внешне ведут себя сдержанно.
Итак, главное задание – выявить и поделиться этими «секретными маркерами всевластия в почерке». Кроме того, по ходу, Павлом Лобковым задумывался и некий эксперимент на выявление этих «маркеров» – задатков авторитарного лидерства (властности) в произвольных почерках, которые специалисту будут предоставлены журналистами на месте спонтанно, прямо в телестудии.
Возможности графологического анализа очень велики, и точно определить многие качества личности – не составляет труда для опытного эксперта. Однако здесь, хотя и требовалось, казалось бы, всего одно качество, – для того, чтобы отлично справиться с заданием и экспериментом, необходимо было выявить и ориентироваться на специфический психологический симптомокомплекс. Ведь, повторю, речь шла не просто о лидерстве, харизме и т.д., а о поведении, базирующемся на тяжелых комплексах, дефицитах, защитных механизмах, самоутверждении и др. сложной психологической проблематике.
Как было рассказано в конце эксперимента, Павел Лобков и его команда подготовили несколько образцов своих сотрудников с одинаковым текстом, списанным с записки Путина, которую вместе со своими почерками они тоже подкинули на анализ в ходе эксперимента. Двойного, как оказалось, эксперимента.
Как выявлялся нужный “профиль” и его маркеры в почерке.
Хотя телевизионщики использовали понятие «альфа-самец», которое, по сути, означает вожака стаи, уже стало ясно, что именно подразумевается под этим – в человеческом варианте.
Вот кого искали: не любого вожака, не лидера, не «царя зверей», а самого страшного, подавляющего, авторитарного. Задача была в том, чтобы выявить именно Диктатора, авторитарного и “воинственного”.
В проведенных мной ранее исследованиях почерков мировых диктаторов (о некоторых можно прочесть в 6-ом издании серии книг И. Гольдберг), вновь и вновь приходишь к выводу об их авторитарности, жестоком начале, синдроме «одинокого волка», склонности к конспирациям, о внутренней установке враждебности и.. сильном невротизме личности.
Определив искомые «маркеры почерка» властности (а не обычного лидерства), о которых нужно будет рассказать в передаче и проконсультировав по ним нашего специалиста, удалось быстро сориентироваться на «живом» эксперименте на ТВ и справиться с заданием “на пять”, включая “двойной” эксперимент.
Конечно, как это часто бывает на ТВ, многие подробные и глубокие психологические объяснения о механизмах, стоящих за происходящим в почерке, журналисты оставили за кадром. Однако, во многом, именно это и смотривировало на написание данной статьи.
Теперь – у вас, дорогие читатели, есть возможность и проследить за ходом психологических выводов, и узнать подробнее о графологических признаках, свидетельствующих о жажде власти и умении ее удержать. Итак, о том, как удалось все определить, но уже “про графологическую кухню” – рассказываю с самого начала.
Материал для него был действительно уникален. Имея специальный доступ к музейным документам, работники НТВ прислали редкостные образцы почерков «властных лидеров», интереснейший материал для изучения. Видеть рукописи действительно тех, кто так или иначе занял свое место во всемирной истории, перевернув или повлияв на ход социального или экономического развития; почерки тех, кто однозначно признан мировыми историческими вождями, (другое дело, чего или кого): Петр I, Ленин, Сталин, Гитлер, Наполеон, Кастро…
Проводя исследование, в первую очередь интересовало, что общего можно найти в почерках этих людей; но особенно – в плане графических и психологических свидетельств тому, что многие называют харизмой, пассионарностью, лидерством, доминированием, успешностью; что можно обнаружить из свидетельств еще каким-либо качествам выдающейся личности?
…Все личности, почерки которых были представлены, имели лидерские качества, а также – задатки авторитарных руководителей. Более того, в большей или меньшей степени, они транслировали высокий уровень развития (не примитивные личности), индивидуализм, нестандартный ум.
Индивидуальная специфика и отличие каждого человека, выражающиеся в складе мышления, типе темперамента, особенностях восприятия и реагирования – были очевидны. Однако не менее показательными были и общие свойства, касающиеся, например, позиции неприятия, желания делать вопреки или по-своему, стремления к самоутверждению, выраженной категоричности, амбиций и доминирования, склонности к авторитаризму.
Психологическая подоплека
Для того, чтобы определить потенциал такого “лидерства” в почерке, необходимо было определиться с психологическими тенденциями этого явления: разложить на составляющие те качества и психологические условия, сочетание и степень выраженности которых обуславливают стремление к власти. Итак:
Можно выделить несколько ярких психологических характеристик «выраженного лидера», способного оказывать влияние на ход истории.
1. В случае, если речь о “вожде-революционере” (например, у Ленина есть, а у Сталина нет), прежде всего, он должен быть в высшей степени индивидуалистом, противостояние которого – всему «нормативному», стандартному и общепринятому уже чрезмерны. Он способен привнести в общественный строй что-то новое, предложить иную модель развития и существования, – но, разумеется, не обязательно эти действия созидательны.
2. Как правило, это человек, обладающий в значительной степени напористостью, либо упрямством, обязательно категоричностью, «пробивательными» качествами, которые позволяют ему настаивать на своем, внедрять свою точку зрения любыми средствами, не обращая внимания на мнения окружающих. Тут можно говорить и о значительной степени неприятия и агрессивности. Такой человек может быть конфликтером, провокатором столкновения различных мнений. Есть нюансы, приемы манипуляции и т.д.
3. Несомненно, это должен быть человек с высоким интеллектом, умеющий стратегически, либо тактически действовать, умеющий собирать и сплотить вокруг себя людей, понимающий происходящее вокруг и имеющий План.
4. Человек, обладающий природной витальностью, жизненной силой (сильный человек), энергией. Такой человек должен иметь запас сил, чтобы противостоять, сопротивляться, нападать, держать все под контролем.
5. Такой человек не может быть расслабленным, просто «радоваться жизни»: он должен быть внутренне напряженным, живущим по принципам «жизнь-борьба», «выживает сильнейший», «будь готов получить удар в спину», «не доверяй». Он не способен расслабиться, всегда находится настороже, начеку, так как «враг не дремлет», он на подходе.
6. Часто это человек, обладающий недоверчивостью в очень высокой степени, вплоть до сильной подозрительности, когда близкие говорят о его «паранойе». Он подозревает всех и вся в своем окружении, не допускает разделение власти с другими, не передает полномочия (контроль), демократическому «горизонтальному» подходу предпочитая авторитарную «вертикаль». Он стремится тотально контролировать окружающих.
7. Можно уверенно говорить и о такой особенности, как расчетливость и закрытость, всегда «себе на уме». Он не может быть наивным, открытым, доверчивым и общительным (доверчивые люди не удержат власть, всегда найдутся те, кто переиграет их за счет собственной хитроумности и манипулятивности). Именно поэтому манипулятивным, хитроумным, «с задними мыслями» – должен быть он сам, наш искомый персонаж.
8. Логично было бы от него ожидать и изрядной доли амбициозности, претенциозности и сильного желания самоутвердиться, причем любыми способами. Этот внутренний мотив, словно двигатель, толкает такого человека на проявление и демонстрацию своей власти, на распространение тотального контроля. Часто внешне мотив самоутверждения прикрывается, порой неосознанно, идеологией, некими благородно-социальными соображениями, патриотизмом, борьбой за справедливость.
Например, это может быть борьба – священная война за униженных и оскорбленных. Если говорить о властителях мирового масштаба, то кого именно такой человек решит взять под свое крыло, о каких обиженных речь – можно лишь предполагать: в одном случае это крестьяне, в другом – арийцы.
Психологически сильный мотив самоутверждения всегда возникает от недополученного безусловного приятия, неудовлетворенности в интимной сфере, чувства неполноценности и внутренней неустойчивости. Такой человек всеми силами начинает доказывать всему миру и самому себе, насколько он значим, состоятелен, потентен, что с ним необходимо считаться.
Часто такое компенсаторное поведение возникает вследствие очень строгой и психологически-напряженной атмосферы в детстве, при неблагополучных отношениях с родителями (требовательное, жесткое воспитание, неприятие слабостей ребенка, категоричное оценивание и наказание, отсутствие близости, ласки, безусловной любви со стороны матери).
Графологическая симптоматика
Исходя из основных графологических законов «сочетания и взаимоподтверждения графологических признаков» в почерке, нельзя не понимать, что для надежной идентификации искомых личностных качеств нам предстоит обнаружить целый симптомокомплекс явлений почерка, отражающих все вышеперечисленные психологические тенденции.
Другими словами, лидерство не определяется по одному или двум признакам в почерке. На его наличие не может указывать какая-то особенно написанная буква, петля или росчерк. Для того, чтобы утверждать, что феномен стремления к власти и авторитарному лидерству у обладателя почерка налицо, потребуется найти сочетания определенных графологических явлений и оценить их выраженность.
Иллюстрации: образцы почерков лидеров, присланных нам для графологического анализа, демонстрируют выраженный графологический синдром авторитарного лидерства и стремления к власти. Анализы многих из них можно найти в других статьях рубрики «Графологическое расследование: новый взгляд».
Итак, необходимо обратить внимание на следующие особенности в почерке:
1. Сильный нажим, вплоть до прорывания бумаги (это показатель сильной энергетики, но также (зависит от сочетания с др. признаками) часто и сильное тревожное напряжение, страхи, либо при «долбящем нажиме» – категоричность, упертость до фанатизма);
2. Высокая степень угловатости, преобладание резких углов, палок, “штрихов-выбросов”. Все это будет говорить о высокой степени категоричности и принципиальности установок, догматизме, упрямстве, вплоть до конфликтности.
3. Оригинальность почерка (он не должен быть похож на всем известный банальный, прописной стиль стандартов прописей). Почерк нестандартен, индивидуален, самобытен, графологически упрощен (оптимизация усилий на пути к цели, написание буквы наикратчайшим и наиболее быстрым способом). Это будет указывать на высокий интеллект, нестандартность суждений и самостоятельность мышления.
4. Частичная или полная нечитабельность, как показатель игнорирования правил, условностей, общественных норм, независимость от внешних суждений, порой затруднения во взаимопонимании с социумом, до нарушенных социальных навыков.
5. Можно ожидать наличие искажений и спазматичности в буквах, при аркадно – (закрывающих сверху, выгнутых) дуговых формах. Это недоверчивость, подозрительность, закрытость, человек «себе на уме», живущий с постоянным внутренним расчетом, использующий свое логическое начало скорее в качестве призмы скепсиса, критики и разоблачения, настроенной на негатив и борьбу, – даже если она «ради светлого будущего».
6. Как правило, мы заметим выраженные и написанные с сильным нажимом нижние отростки, компенсации в этой зоне букв, либо в виде петель, напоминающих фаллические формы, либо в виде очень резких и длинных палок и остроконечных петель, напоминающих по виду штыки или колющие предметы. Это – как стремление самоутвердиться любыми способами, так и внедрение, наступление, вмешательство без опасений в самую глубину, «в корень», подсознательное стремление «докопаться до сути», разоблачить, вытащить все «на поверхность». При этом могут наблюдаться утолщения в нижней зоне букв (не имеющих нижней зоны по прописному стандарту, например, у «т», «ж») в виде палиц: это показатель высокой степени агрессивности, и не только вербальной.
7. Очень характерны для искомого типа людей и выраженные вертикальные штрихи, так называемый «вертикальный разброс» букв. Это стремление уходить без оглядки в проявление своего индивидуализма, акцентироваться на своих интересах, мнениях, идеях, концепциях и теориях, а также, может указывать на большие амбиции.
Институт Графоанализа Инессы Гольдберг