Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию интервью о графологии журналиста электронного издания «Работа с персоналом», Влада Ольховского, со специалистом Института Графоанализа Инессы Гольдберг, Ларисой Дрыгваль.

Представляем ответы на всевозможные «каверзные» вопросы, которые могут приходить в голову кадровику, когда он впервые сталкивается с областью психологического анализа почерка.

– Лариса, давайте начнём с самого неудобного вопроса 🙂 Советская традиция ставила графологию в один ряд с астрологией, хиромантией, гаданием и т.д. В общем, – шарлатанство и надувательство. Но Вы, насколько я понимаю, так не считаете, и занимаетесь графологией на вполне научной основе. Можно сказать несколько слов об этой самой научной основе?

– Именно cоветская традиция психологических исследований и разработок не придавала значения изучению почерка с точки зрения психологических особенностей его обладателя. Однако, еще И. М. Сеченов определил, что «всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении». Почерк — это то же движение, его смело можно назвать письменным поведением человека.

К сожалению, у нас в стране становления этого направления не произошло в такой степени, как это произошло в Европе или Израиле. И о современных достижениях графологии знают немногие, часто даже не разделяются понятия «графология» и «почерковедение». А на самом деле эти два направления объединяет лишь материал исследования — почерк. В остальном же — это абсолютно разные виды экспертиз. Почерковедческая экспертиза проводится в целях установления подлинности документов и представляет собой чисто механическую процедуру сличения одного образца почерка с другим. Графологическая экспертиза — это, в первую очередь, психодиагностический метод, позволяющий по почерку определять личностные характеристики писавшего.

Стереотипные представления о графологии, которые бытуют у большинства наших соотечественников, в основном взяты из непрофессионального популярного чтива, преподносящего графологию как гадание, мистику и пр. Современная графологическая диагностика ничего общего с этими гаданиями не имеет, кроме названия, и далеко ушла от признакологического подхода (когда считалось, что признак почерка соответствует определенному качеству характера; на этой основе и выстроились представления об анализе почерка, как о гадании).

И сейчас уже смешно отрицать связь почерка и характера. Психомоторную связь никто не отменял. Однако, признавая наличие этой связи, тем не менее, в нашей стране пока не разработаны принципы и закономерности графологической диагностики, а исследования иностранных источников по этому направлению малодоступны. Большинство людей, в том числе и мои коллеги — психологи, например, до сих пор считают, что красивое и аккуратное письмо показатель такой же душевной слаженности и гармонии в личности. А неразборчивость и неаккуратность свидетельствуют о доминировании отрицательных качеств. В графологической диагностике применяют иные критерии оценки, не зависящие от визуально-эстетических параметров.

Развитие графологии за пределами нашей страны ушло несравненно далеко и достигло серьезных и качественных возможностей в использовании анализа почерка. А мы пока только прикасаемся к этому неизвестному пласту уникальных знаний.

Что касается базовых исследований в графологическом подходе, то можно назвать такие имена, как Крепье Жамен (основатель французской графологической Школы). Открыл «закон гештальта» — синтезного подхода в анализе почерка, который используется до сих пор.
Мейер (немецкий психиатр). На большой экспериментальной базе доказавший, что характер почерка определяется не столько анатомией руки пишущего, сколько его «психомоторной активностью».
Прейер (нем. профес. физиологии) проводил эксперименты с инвалидами и определил, что человек, лишившийся рук и снова обучившийся писать другой здоровой конечностью, либо ртом, — пишет таким же образом и таким же почерком, что и до инвалидности.
Клагес (немецкий философ)- своими экспериментами показывал взаимосвязь между различными типами движения, невербальными реакциями и почерком. Рудольф Пофаль (немецкий невролог) — стал первым в мире обладателем официального звания профессора графологии и основал Факультет Графологии в Гамбурском Университете.
А также многие другие исследователи почерка, в том числе наши современники. Например, Инесса Гольдберг — основатель русскоязычного Института Графоанализа, которая адаптировала и структурировала современные достижения графологии для русскоязычной аудитории, благодаря чему эти знания стали доступны нам в полном объеме.

– Графология – это серьезная наука, обучаться которой необходимо также серьезно и основательно. Прочитав просто популярную книжку из серии «Погадайте по почерку…», Вы точно не станете профессиональным графологом. Чтобы стать квалифицированным специалистом в этой области нужно пройти как минимум интенсивное годовое обучение, а в дальнейшем стажироваться, обязательно под наблюдением мастера (супервизия), совершенствуя и закрепляя полученные навыки. В этой сфере, как и в любой другой, определяющими критериями выступают практика, опыт и постоянный профессиональный рост в выбранном направлении.

Для профессионального освоения данной специальности обязательно требуется психологическое образование (или хотя бы какие-то специальные психологические курсы, дающие понимание основ психологических закономерностей), а также общий интерес студента к психологии. А иначе, как же Вы будете диагностировать то, о чем не имеете представления, не знаете, как оно устроено и по каким законам функционирует?

Возможности обучения графологическому анализу в России весьма скромны. Я уже говорила, что у нас эта область в своих базовых исследованиях отстает, например, от стран Европы и Израиля. По этой причине графологический анализ пока не преподается, как отдельная дисциплина в российских вузах. Но меня очень радует тот факт, что интерес к графологии со стороны академических учреждений возрастает: меня, например, приглашают почитать спецкурсы по графоанализу для студентов-психологов, специалистов – HR, маркетологов в РГГУ и ВШЭ.

Для тех же, кто хочет пройти полный курс обучения графоанализу и стать профессионалом в этой области, есть возможность поучиться в частных школах, которые существуют во Франции, Швейцарии, Италии, Венгрии (в этой стране существует Государственный Институт Графоанализа), Израиле.

– А какая подготовка у Вас?

– Ну, во-первых, базовое психологическое образование – кандидат психологических наук, преподаватель психологии. И, конечно, профессиональное графологическое, которое я получила в Школе Графоанализа Инессы Гольдберг в Израиле.

– Не могу не задать традиционные «каверзные» вопросы про саму сущность метода. Вот первый – как и следует из сеченовского высказывания, почерк человека может меняться вслед за отражаемым им состоянием. Например, я сам видел, как под воздействием стресса у человека почерк менялся кардинально – наклон, размах и т.д., просто до неузнаваемости. Но графолог работает с «сиюминутным» образцом почерка – так можно ли по нему делать далеко идущие выводы?

– Спасибо за очень правильный вопрос. Как раз тот факт, что почерк меняется под влиянием различных состояний, показывает связь между почерком и психофизиологией человека. Однако, не все так просто: под влиянием эмоций почерк меняется только в тех параметрах, которые отвечают за эмоциональные состояния и не более того. Сейчас разберемся во всем по порядку.

Почерк следует за личностью и полностью проецирует те внутрипсихические процессы, которые происходят с человеком. Это очень тонкий барометр, и именно поэтому — достоверный материал для анализа. Многие считают, что, так как почерк меняется, — его невозможно анализировать, характеристики будут все время разные, в зависимости от времени суток, настроения и пр.

На самом деле это не так. Почерк многомерен, многофакторен. В нем существует невидимое глазу обывателя глубинное измерение. Графолог, оценивая почерк, в первую очередь обращает внимание на его глубину: особенности линий, штриха, нажима, характер чередования напряжение и расслабления, общую динамику и темп. Эти графологические явления являются основными, так как раскрывают общий психодинамический стереотип личности пишущего.

Интересно: почерковедческую экспертизу на установление подлинности рукописного текста проводят именно по глубинным параметрам. Глубина почерка — индивидуальный и неизменный показатель, как отпечатки пальцев. Подделывая с легкостью размер, наклон, или стиль почерка, — подделать глубину невозможно, так же как невозможно сознательно, по желанию изменить свой обмен веществ, сердечные ритмы, безусловные рефлексы, скорость и глубину протекания психических процессов.

Изменение почерка на уровне внешних параметров (размер, наклон, размах, ширина) — это лишь свидетельство того, что человек взрослеет, переоценивает свои установки, меняет отношению к чему-либо, находится под влиянием различных состояний. Эти параметры изменчивы. Заглянув же вовнутрь почерка (его глубину), мы всегда обнаружим устойчивые особенности, которые постоянны на протяжении всей жизни: это особенности темперамента, психотип, степень восприимчивости, гибкости, врожденной энергии и мотивации, стиля мышления и др.

А вообще, сильная видимая изменчивость почерка свидетельствует об изменчивости натуры в целом, излишней возбудимости, нестойкости взглядов, впечатлительности, зависимости от настроений, нетерпеливости, возможно, сильной интуитивности. Однако, в каждом конкретном случае, чтобы точно ответить на вопрос, с чем связаны слишком явные изменения почерка — необходимо смотреть на сам почерк.

– Второй вопрос касается интерпретации. Метод подразумевает экспертную оценку – это не подсчёт количества формальных баллов, а вполне творческая работа по распознаванию элементов почерка и их интерпретации. Но в этом случае метод становится ближе к искусству, в котором успех будет определён не столько проработанной методологией, сколько личными способностями графолога. А талантливых людей всегда очень немного. И тогда выходит, что бОльшая часть людей, хоть и имеют диплом графолога, всё же не дают «качественного продукта». Нет?

– Нет. Графологическая диагностика застрахована от субъективных добавлений самого графолога, как, впрочем, и от субъективности первого впечатления, которое всегда присутствует при других методах тестирования. В данном случае контакт графолога с испытуемым минимальный (необходимо только взять образец почерка для исследования), а сами выводы делаются исключительно по почерку.

Весь анализ строится на принципах гештальт-подхода, комплексного анализа, выявлении графологических синдромов в почерке. Проще говоря, для того, чтобы констатировать, что человек обладает каким-либо качеством, в почерке необходимо найти проявление этого качества в виде определенного синдрома (совокупности разнообразных признаков почерка, сочетающихся между собой). Синдром не найден – качество отсутствует, синдром проявляется в небольшой степени – качество присутствует в небольшой степени, синдром проявляется ярко — искомое качество присутствует в доминантной выраженности. По этой причине, графологи всегда сойдутся на одном и том же результате, так как обнаружат в одном и том же почерке одинаковые графологические синдромы.

А вот качество изложения интерпретаций, глубина понимания псих. особенностей как раз во многом будут зависеть от опыта графолога, умения излагать свои мысли, психологической подготовки, особенностей самого специалиста. Выстраивание графологической консультации, описание уведенного в почерке — это целое искусство, которым необходимо овладеть помимо графологического анализа.

– Третий вопрос о перспективах. В последние годы «бумажное» письмо переживает не лучшие времена. Всё больше становится электронной коммуникации, где почерк отсутствует в принципе. Более того, у людей, много работающих за компьютером сам навык письма утрачивается, это я по себе сужу 🙂 Как Вы считаете, у графологии есть будущее в этом смысле? Не исчезнет ли в ближайшие годы сам объект для анализа?

– Несмотря на то, что сейчас этот вопрос широко и массово обсуждается (в некоторых штатах Америки, например, уже отказались от обучения навыкам письменной речи, и в результате резко понизилась успеваемость детей), я думаю, что здравый смысл наших ученых и чиновников от образования победит моду на компьютерные технологии (одно должно дополнять другое, а не заменять). Письмо – это не просто навык, которым удобно пользоваться, чтобы передавать информацию. Овладение письмом в начальной школе в прямом смысле развивает мозг, формирует новые нейронные связи, которые ни при каком другом навыке так не развиваются.

Вы сами наверняка замечали, что набранная на компьютере информация очень быстро выветривается из головы, остается без глубокого осмысления. И совсем по-другому, обрабатывается мысль, записанная от руки: она глубже и основательнее осмысляется, запоминается, включает эмоционально-зрительные образы. Тенденция к поверхностности нашего мышления и жизни в целом (одно зависит от другого) в последние годы во многом спровоцирована переходом на быстрые компьютерные технологии. Быстрота обработки информации с помощью компьютеров повлияла на ее глубину и качество. Однако процесс набора текста на клавиатуре не включает те мозговые центры, которые воспринимают информацию глубинно и основательно. Быстро – не значит качественно.

В психотерапии даже есть определенная техника, связанная с процессом написания: необходимо «выговориться на листе бумаги», излить на него все свои переживания, а потом разорвать эту бумагу или сжечь ее. Эта процедура способствует катарсическому очищению, избавлению от гнетущих и навязчивых состояний. Проделать ее с помощью набора текста на компьютере будет просто невозможно: глубинные переживания не отразятся в таком обезличенном тексте.

Хочу привести высказывание Евгении Никоновой, сотрудника кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ о пользе письма, которое было опубликовано в одном из номеров «Российской газеты»:

«- Как только мы начинаем писать, включается сложный психофизиологический механизм.
Во время письма мы ведь не только проговариваем каждую букву, мы проговариваем слово, и в головном мозге возникает соответствующий образ. Письмо прописными буквами — очень тонкое моторное действие сродни умению пользоваться вместо вилки палочками. Противники говорят, что в первом классе дети слишком перегружены чистописанием. А мелкую моторику можно развивать другими способами, например, рисованием. Я с этим согласна, но только в том случае, если дети будут выписывать иероглифы, пользоваться не вилками, а палочками и рисовать не хуже Айвазовского».

Вы также спросили, не утрачивается ли навык письма, если длительное время им не пользоваться. Отвечаю: нет, не утрачивается. Процесс письма относится к разряду психомоторных навыков, которые формируются один раз на всю жизнь. Это, как езда на машине или велосипеде. Просто руку необходимо немного расписать (хватает 2-3 минут) для того, чтобы психомоторная память восстановилась. Графолог всегда в таких случаях дает клиенту лишний лист бумаги, чтобы потренироваться.

– Давайте теперь перейдём к практическим вопросам применения. Для чего в принципе может применяться графологический анализ? И для чего его применять оптимально, а для чего этот метод не очень подходит?

– Спектр применения графологической диагностики весьма широк и разнообразен. Везде, где стоит задача узнать человека глубже, понять его мотивации, мировоззрение, уровень развития, уровень IQ, самооценку, психотип, темперамент и пр. особенности с успехом может использо-ваться графоанализ. Коротко перечислю те направления, в которых анализ почерка может быть использован как метод диагностики:

– Индивидуальные консультации с целью познания себя, своих сильных и слабых сторон, выбора профессиональной сферы (профориентация).
– Психологическая совместимость (партнеров в браке, деловых партнеров, персонала)
– Диагностика психоэмоциональных расстройств, их степени.
– Оценка кандидатов при приеме на работу, передвижении в должности, зачислении в кадровый резерв.
– Отдельный вид диагностики: оценка благонадежности, связанной с психологическими рисками (морально-нравственный уровень, склонность ко лжи, степень устойчивости перед соблазнами, склонность к наживе, склонность к нарушениям).

Не подходит этот метод для предвидения будущего, диагностики социального статуса (замужество, кол-во детей, полученной образование, условия жилья и пр). Это сферы не психологического, а, значит, и не графологического анализа.

– Как, по Вашему мнению: графологический анализ даёт исчерпывающую картину личности, или он нуждается в дополнительном подтверждении другими методиками?

– Для профессионального эксперта – этот метод универсален, самодостаточен и не требует перекрестных методик. Почерк – проекция личности во всем ее многообразии.
Тем не менее, никто никогда не запрещает использовать дополнительные методы изучения личности. У каждого специалиста есть свои любимые методики, в которых он ориентируется, как рыба в воде. Для меня это графологическая диагностика, а также графический тест Вартегга. В этом направлении я и совершенствуюсь.

– Можно ли сказать, что анализ почерка, это инструмент, имеющий неоспоримые преимущества перед другими инструментами для исследования личности? И – если да – то какое?

– Преимуществ много. Однако еще раз хочу подчеркнуть, — я не сторонник панацей и считаю, что ко всему нужно относиться критически, делать выводы только после получения результатов. Результаты моей практики каждый раз убеждают меня, что я на правильном пути, и графоанализ отвечает всем моим требованиям к точности диагностики: надежности, эффективности, глубине анализа.

К преимуществам графоанализа можно отнести: техническую простоту (для анализа требуется только образец почерка), высокую защищенность от субъективного влияния испытуемого и самого специалиста на результаты анализа, невозможность подготовиться к тестированию (здесь нет правильного ответа, а подделка почерка всегда заметна), возможность повторного тестирования, минимальную психотравму для испытуемого.

– Вы предлагаете использовать графологический анализ в управленческой практике. В каком качестве? Как инструмент оценки кандидатов на трудоустройство? Или есть и другие возможности?

– Так как я являюсь специалистом по оценке персонала, с многолетним стажем работы, и занималась этим направлением еще до освоения графологической диагностики, то, естественно, для меня графология – это, в первую очередь, инструмент для оценки психологического портрета кандидатов при приеме на работу, продвижении по карьерной лестнице, выдвижении в кадровый резерв, подготовке планов развития, оценке топ-менеджмента.

Кроме того, как я уже говорила выше, анализ почерка позволяет оценивать психологические риски, что является ценным дополнением при ассессменте кандидатов, если требуется оценка благонадежности и лояльности.

– А есть какие-то данные по сравнительной эффективности графологии? Почему управленцы должны предпочесть графологию каким-либо другим методикам оценки? Психологическому тестированию, например, или структурированному интервью, или ещё чему-либо? Или графоанализ – это, в первую очередь средство получения информации «на пустом месте», когда никакие другие методы невозможны – есть только кусочек почерка и всё, больше ничего?

– Сравнительные эксперименты, конечно же, проводились. Однако, в России, отсутствие материальной и научной поддержки (даже на уровне простого восприятия многие не принимают графологию, как серьезный метод диагностики) приводят к тому, что эти исследования не носят массовый характер. Это больше точечные исследования самих графологов, имеющих психологическое образование и выход на экспериментальную площадку, которые на голом энтузиазме стараются показать возможности данного метода.
Такие исследования проводят и мои коллеги (узнать подробнее об исследованиях можно в журнале «Научная Графология», который выпускает Институт Графоанализа Инессы Гольдберг ежемесячно, опять же на голом энтузиазме и совершенно бесплатно).

Наверняка вопрос о валидности и надежности классического психологического тестирования не раз уже поднимался на страницах вашего журнала. Поэтому я не буду еще раз говорить об относительно высокой субъективизации данного вида диагностики. В конце концов, каждый сам решает, чему доверять, и какие методы в своей работе использовать, пытаясь анализировать личность: пользоваться лупой или микроскопом. Скажу лишь из собственной практики, что те компании, которые решились использовать в своей работе анализ почерка, остаются с нами надолго.

Графоанализ используется ими и как дополнительный комплексный метод исследования личности, и как средство получения информации «на пустом месте», когда нет другой возможности оценить кандидатов (они проживают в других городах, странах, либо по другим причинам не могут пройти процедуру оценки).

Я Вас поправлю: графологический анализ не делается по клочку почерка, на обрывке бумаги. Необходимо придерживаться стандартных правил подачи почерка на анализ: писать шариковой ручкой, на чистом листе формата А-4, свободный (ниоткуда не списанный) текст, по объему 1 страницу, либо больше, в удобном положении, а в конце поставить подпись, указать свой пол и возраст.

– Ну и заключительный вопрос: какой самый главный совет Вы могли бы дать тем руководителям, которые подумывают – «А не добавить ли графологию в инструментарий нашего HR-отдела?»

– Заказывайте такую экспертизу только профессионалу, имеющему подтверждающие дипломы об образовании в сфере графоанализа, с указанием прохождения супервизии (стажировки) в данном направлении.


Интервью с Ларисой Дрыгваль, специалистом Института Графоанализа Инессы Гольдберг