Графология в профориентации.
Выбор будущей профессии – достаточно важное решение в жизни. Для человека в возрасте 14–17 лет – это не только важное, но и одно из первых самостоятельно принимаемых решений. Определиться с будущей профессией, не растеряться в их многообразии, выбрать ВУЗ, начать подготовку к поступлению – помогают школьникам родители, педагоги и психологи.
Обычно школьными психологами проводится психологическое тестирование, направленное на изучение способностей и интересов, особенностей характера и черт личности, профессиональных предпочтений старшеклассников. К сожалению, не всегда его результаты достаточно точны. Одна из причин сложности диагностики заключается в том, что на вопросы тестов школьник отвечает сам, субъективно оценивая себя, свои способности, свое поведение.
Самооценка вообще носит субъективный характер, а в возрасте 14 – 17 лет «Я – концепция» еще находится в процессе становления, и претерпевает существенные изменения под влиянием не только социальных, но и психофизиологических факторов, поэтому оценить себя объективно молодому человеку бывает крайне сложно.
Разберем подробнее возможности психологического тестирования. В основном, используются тесты–опросники, которые направлены на оценку какого-либо одного аспекта личности. Например, опросник Спилберга на исследование тревожности, методика определения свойств темперамента В. М. Русалова, определение акцентуаций характера А. Е. Личко, тест на исследование особенностей мышления Айзенка, выявление профессиональных предпочтений с помощью ДДО Е. А. Климова и др. Соответственно, для комплексной диагностики желательно использовать ряд тестов, что, в свою очередь, занимает достаточно много времени и требует дополнительных усилий как исследуемого, так и психолога.
Длительная диагностика может привести к утомляемости, повышенной отвлекаемости подростка, что, в свою очередь, скажется и на ее результатах. Современные старше-классники сильно перегружены уроками, факультативами, подготовительными курсами, поэтому эффективная комплексная диагностика не всегда возможна.
Многие психологические тесты и профориентационные методики предполагают определение психотипа, использование классификационного подхода, отнесение подростка к той или иной группе. При этом «теряется» личность, все те неповторимые черты, которые делают человека индивидуальностью, не похожим на других.
Таким образом, часто результатом даже комплексной диагностики бывает противоречивый, либо усредненный, социально-желательный профиль, в котором бывает трудно разобраться даже опытному специалисту. Такой результат диагностики не может использоваться в последующей работе как достоверный.
С этими проблемами, а также с необходимостью правильной, точной и объективной психодиагностики с целью профориентации столкнулись преподаватели и психологи учебно-консультационного Центра в Екатеринбурге, с которым я сотрудничаю. В своей профдиагностической работе они использовали тесты, направленные на изучение личностных особенностей, темперамента и характера учеников, их профессиональных предпочтений. Важное место в проводимой ими диагностике занимала соционика, и определение психотипа личности.
Мне, как специалисту Института Графоанализа Инессы Гольдберг, от них поступили запросы на графологический анализ почерка учащихся 8 – 11 классов с целью психологической диагностики и консультаций по профориентации.
В диагностике, наряду с анализом почерка (проводившимся с согласия родителей и учеников), я использовала графический тест Вартегга, тест «Звезды и волны», беседу с учащимися и их родителями.
На этот раз руководство екатеринбургского учебно-консультационного Центра категорически не хотело использовать вместе с графологическим анализом допол-нительные профориентационные тесты и опросники, объяснив это своим неудачным опытом их использования, и разочарованием недостаточной объективностью и точностью этих стандартных методик.
Наша работа в этом направлении еще продолжается и с другими подростками, но уже видны конкретные результаты, и далее в этой статье будут приведены мои наблюдения.
Приведу в качестве примера анализ почерка, выводы и рекомендации по выбору профессии для девочки 14 лет. Девочка физически здорова, ведущая рука – правая, очки не носит. Девочка учится в 9 классе, успеваемость хорошая. Закончила музыкальную школу, в свободное время занимается музыкой и танцами.
Проблема, с которой столкнулась семья девочки, заключалась в расхождении мнений мамы и дочки относительно ее профессионального будущего. Мама настаивала на поступлении дочери в технический ВУЗ и была не согласна с желанием девочки учиться в гуманитарной сфере. Все разговоры сводились к конфликтам, создавали напряженную обстановку дома, приводили к отсутствию диалога между родителями и ребенком.
После знакомства с девочкой, анализа почерка и рисуночных тестов, стало ясно, что проблема гораздо серьезнее и глубже, чем просто расхождение мнений о професси-ональном выборе.
Картина почерка:
Доминанта в почерке – форма, которая несет в себе черты стандартности, подробности и усложненности на фоне центростремительных движений «к себе» (в частности, всевозможные «накручивания», «улитки»), форма симметрична (прямоугольность). Почерк читабелен, но искусственен (форма и эстетика подавляет движение), что характерно для почерка-маски, т.е. «неинтегративной персоны» (по К.Г.Юнгу). Движение медленное-непродуктивное, т.е. статичное, вынужденное – усугублено левым наклоном.
Организация формальная, обращают на себя внимание преувеличенные расстояния между строками и словами, излишне широкое правое поле (видно в оригинале). Средняя зона букв мелкая (2 мм.), верхняя – свидетельствующая о компенсаторных механизмах, также приукрашена, нижняя же зона букв – непродуктивна.
Многие графические признаки свидетельствуют о чрезмерном напряжении и локусе контроля в эмоционально-волевой сфере, что также усиливают левый наклон и высокая степень однородности в почерке. Зачастую можно наблюдать отсутствие расстояний
между буквами («слипание») в словах, следует отметить и монотонный неспонтанный
нажим.
Анализ почерка показал очень высокую степень тревожности, страх взросления, выраженную интроверсию, тенденцию к уходу в себя, в свой мир грез и фантазий, обособление себя, заниженную самооценку, страх критики и ошибок.
Были также выявлены закомплексованность, большой внутренний конфликт: сочетание протестующей позиции «отстраивания» от других, с зависимостью от окружающих. С необходимостью быть «хорошей», послушной девочкой, оправ-дывать ожидания и надежды. Девочка испытывает сложности в ситуациях, требующих интеграции в обществе, коммуникации. Замкнутая, с трудом идет на контакт, очень настороженная.
Натура девочки эмоциональна, ранима и впечатлительна, но все чувства и эмоции она держит под сильным контролем. Производит впечатление скромной, скрытной, «ровной» девочки, хотя внутри все беспокоит, волнует, тревожит и субъективно переживается.
Все описанные выше особенности свидетельствуют о выработанном годами механизме психологической защиты. Причины ее – в отсутствии чувства безопас-ности и безусловного принятия в семье.
Девочка этического (по Юнгу) склада: все события, отношения переживает эмоционально, принимает решения, руководствуясь, в первую очередь, чувствами и переживаниями. Все воспринимает эмоционально, близко к сердцу, очень впечатлительна, ранима, субъективна и чувствительна. Ее легко обидеть, задеть.
В почерке выражен синдром страха взросления, неопределенности жизненных планов, потерянность в будущем, что бывает характерно в данном возрасте: сильная степень контроля, статика в движении, стандартное написание букв и акцент на форме, широкое правое поле, обрывающиеся штрихи без продвижения вправо, однородность.
Результаты рисуночного теста Вартегга показали высокую корреляцию с результатами графологического анализа, как по содержанию, так и по графическому выполнению: квадраты девочка заполняла очень кропотливо, старательно, часто исправляла, стирала, перерисовывала, использовала много штриховки и оттенений.
Тест Вартегга показал, что наиболее актуальной для девочки в настоящее время является проблема психологической безопасности (квадрат №8 был выполнен первым). Девочка пытается выстроить систему защит, но эти меры не приводят к необходимому результату. Подавляя себя, отгораживаясь от мира, она еще больше обостряет внутреннее чувство тревоги (вторым по заполнению следует квадрат №4). Страхи не прорабатываются, разрастаются, она ощущает себя очень незащищенной и уязвимой.
Наблюдается повышенное реагирование на раздражители, чувствительность, возбудимость нервной системы (особенности прорисовки квадрата №7). Еще одна актуальная проблема, которая «красной нитью» проходит в особенностях прорисовки квадратов (это очень явно отражается и в почерке) – это тема одиночества, отчуждения, подавленности, фрустрации. Девочка субъективно думает, что возникшие сложности непреодолимы, чувствует одиночество и нежелание (даже равнодушие) близких людей понять ее, испытывает сложности в общении (квадраты №2, №6).
Тест «Звезды и волны» также подтверждает предположение о низкой самооценке девочки, преувеличенном влиянии матери и зависимости девочки от авторитетного мнения, наличие подавленного состояния, тревожности, рационализации (слева нарисована большая луна, много падающих звезд, область неба значительно больше области воды, которая, являясь проекцией стихии чувств, затенена и, кроме силуэтных волн, скрывает все за «штилем»).
Таким образом, в результате анализа почерка и рисуночных тестов можно диагностировать психологическое неблагополу-чие, которое проявляется в высокой степени тревожности, чувстве одиночества, затруд-нениях в коммуникации, повы-шенном уровне стресса, ощу-щении ничтожности перед ре-алиями взрослого мира.
Эти тенденции обострены в настоящий момент в силу пубертатного периода, и если им не уделять должного внимания сейчас, то со временем они могут стать устойчивыми чертами личности, так как для этого есть ряд врожденных предрасположенностей (сильная интроверсия, мнительность, повышенная возбудимость, эмотивный склад).
Поскольку основной задачей психодиагностики являлось профессиональное самоопределение, то для этой задачи исследовались особенности процессов мышления и восприятия, способности, склонности, сильные стороны человека.
Почерк девочки показал конкретное мышление, визуальное восприятие, неплохие умственные способности. Следует отметить, что она излишне субъективна, оценочна (настроена на оценивание и сравнения). Девочка внимательная, усидчивая, хорошо концентрируется, но при этом ей сложно быстро переключаться на новые дела.
Обладает эстетическим вкусом, чувством формы, пропорций. Хорошо развито воображение. Она стремится к творчеству, но пока ей не хватает креативности, свободы самовыражения, так как она перфекционистка, зажата внутренне и мышление зависимо от стереотипов. Вообще наличие инструкций, образцов для нее очень важно. Их отсутствие будет обострять чувство тревоги и неуверенности. Девочка очень исполнительна, добросовестна, ответственная, аккуратная, терпеливая. Но при этом ей не хватает самостоятельности, инициативы и активности. Испытывает сложности в самостоятельном преодолении трудностей. Доминирует мотивация избегания неудач.
Выводы психодиагностической работы по профориентации:
1. Девочке ближе гуманитарная сфера. Работа не должна предполагать высокий уровень стресса и сильную конкурентную борьбу. Важна возможность «личного» общения, творческой реализации, желательно учитывать ее эстетические способности, визуальный склад мышления, а также необходимость соблюдать инструкции, правила, возможность работать в своем темпе.
2. Девочке и ее маме был предложен выбор из нескольких специальностей:
– Работа с детьми (преподавание танцев, детская педиатрия, детская психология)
– Профессии, связанные с дизайном и графикой
– Специальность «искусствоведение и культурология»
– Специальность «социально-культурный сервис и туризм»
Результаты последующей консультации:
1. В беседе девочка подтвердила сильную зависимость от родительского авторитета, в семье имеет место строгое воспитание, чрезмерное навязывание ограничений через «должна», «обязана», различные запреты и табу. Девочка пытается протестовать против тотального контроля со стороны родителей. Но эти попытки непродуктивны, встречают сопротивление и еще бОльшие ограничения свободы. На это ребенок реагирует слезами и еще сильнее замыкается.
2. Девочка очень обрадовалась предложенным профессиям, особенно последним трем специальностям. Об учебе на факультете «дизайн и графика» она просто мечтает, но не уверена в своих художественных способностях. Она была весьма удивлена, что незнакомый ей человек «угадал» и подтвердил ее желания и способности.
3. Основным аргументом, убедившим маму пересмотреть свои планы насчет профессионального будущего дочери, было то, что графологический анализ был достаточно объективен и независим. Характеристика точно описывала поведение девочки, подтвердились ее предположения о хронической тревожности, чрезмерной интроверсии, отчуждении. Мама призналась, что сама чувствует, что они слишком контролируют свою дочь, что «перегибают палку» с запретами, и ограничивают общение со сверстниками.
4. Выводы графологической психодиагностики были подтверждены также и учителями девочки.
5. С мамой была проведена консультационная беседа, целью которой было донести серьёзность проблем, вытекающих из строгого воспитания, излишнего давления на девочку со стороны отца.
6. Главным результатом проделанной работы, по моему мнению, было то, что мама посмотрела на свою дочь под другим углом зрения, поняла, что особенности, которые она списывала просто на подростковый возраст, имеют под собой иное основание, и сами по себе не пройдут. Она приняла к сведению рекомендации по профориентации и по коррекции взаимоотношений с дочерью.
Татьяна Ивкова,
Специалист Института Графоанализа Инессы Гольдберг
Специалист в области психодиагностики и профориентации подростков, г. Екатеринбург