Дорогие мои ученики, друзья и
коллеги!
Весь мир отмечает День ручного письма. Или, по-простому, День Рукописи.
Для меня и всех людей, работающих с живым почерком и другими графическими проявлениями личности, этот день трудно переоценить.
Еще с прошлого века европейскими учеными была открыта непосредственная и самая прямая связь между графическими – пространственными, проективными и экспрессивнымм проявлениями в динамике почерка – и психическими, подсознательными, мотивационными, волевыми процессами.
Из тех, кто наиболее на слуху, это Клара Гольдзихер Роман, Урсула Аве-Лаллемант, Макс Пульвер, Рудольф Пофаль и другие.
И действительно, акт письма чрезвычайно полезен, если не необходим, с одной стороны. Письмо тренирует мелкую моторику, но не саму по себе, а в тонкой взаимосвязи с задействованием функций образного мышления, памяти, комбинаторики при выполнении быстрых графических манипуляций. Все время формируются новые нейронные связи.
С другой стороны, письмо трудно чем-либо заменить. Да, лепка или вязание, либо еще с десяток занятий, в которых участвует мелкая моторика и которые можно было бы привести, тоже могут быть не менее полезны и развивать, чем письмо.
Но у них есть один большой недостаток. Они существуют сами по себе. В них нет необходимости для всех.
Письмо же – оно служит нам. В нем возникает потребность, оно может выручить. Уж подписываться точно приходится. Именно поэтому письмо уникально.
П.с. К слову, письменность – колыбель цивилизации, поскольку именно символы, буквы, первые наскальные рисунки – это был первый шаг и первое явное свидетельство человечества к абстрактному и образному мышлению.
Ваша, И.Г.
Институт Графоанализа