Всем знакомы понятия «экстраверт» и «интроверт».
Эти понятия ввел Карл Гюстав Юнг, и сегодня они настолько распространены, что стали употребляться и людьми, не имеющими психологического образования.
Сегодня мы поговорим о том, как экстраверсию и интроверсию можно определить по почерку. Это может помочь как для самоопределения, так и для определения другого в процессе типирования или психодиагностики психологом.
Экстраверсия – это активная и энергозатратная установка психики, которая нацеливает человека на экспансию. Экстраверт черпает энергию в общении с внешним миром, в интеракции с ним. Он настроен на активное общение, адаптивен, несколько поверхностнее интроверта. Обычно ему не составляет проблемы высказать, что он чувствует или думает.
Интроверсия – это несколько более пассивная и энергоэкономная установка психики. Человек черпает энергию в своем внутреннем мире — в уединении. Такой человек сдержаннее, не настолько коммуникабелен, как экстраверт, имеет меньше друзей. Любит тишину, выглядит спокойным, молчаливым. Характеризуется более углубленным подходом к вещам. Не показывает своих чувств.
Рассмотрим графологические проявления в почерке экстравертности и интровертности, в норме и в крайних вариантах.
Норма: как выглядит экстравертный почерк?
См. Илл. 1.
Почерк с центрифугальными (центробежными – из центра вовне) движениями, с беглым, живым, прогрессирующим и достаточно свободным движением. Формы (буквы) – более гибкие, цельные, обтекаемые или округлые, имеющие свою индивидуальность (изюминку), но не супер-оригинальные. Крупный размер, правый наклон. Организация – щедро, широко в пространстве размещенный текст.
Крайность: как выглядит экстравертный-истеричный почерк?
См. Илл. 2.
Почерк с чрезмерным, неумеренным или нарушенным движением, с преувеличенными, утрированными, нитеобразно-невнятными или просто нечитабельными формами букв. Крупный до гигантского размер. Чаще правый наклон. Организация нарушенная, захватывает весь лист без остатка.
Норма: как выглядит интровертный почерк?
См. Илл. 3.
Движение сдерживаемое или статичное, с центрипитальной (центростремительной – извне к центру) направленностью, движение опосредованно и постоянно, упорядоченно. Организация: равномерное распределение текста. Иногда издали впечатление напечатанной шрифтом страницы. Формы индивидуальны, просты и без преувеличений. Иногда много незаписанного пространства. От среднего до мелкого размер. Иногда прямой наклон.
Крайность: как выглядит интровертный-обсессивный почерк?
См. Илл. 4.
Почерк несет впечатление механистичности, монотонности и безжизненности. Слишком упорядоченный и слишком однородный – во всех признаках. Движение застывшее, напряженное. Очень много или очень мало незаписанного пространства, мелкий почерк до микроскопического.
Инесса Гольдберг
Руководитель Института Графоанализа