О самом Одеме и его, без преувеличения, гениальном вкладе в современную научную графологию я писала в статье о слитности и раздельности в почерке. Сегодня же, продолжая начатую традицию, мы описываем и обсуждаем разновидности отдельных признаков – нюансы, оказывающие влияние на анализ и, разумеется, на одемские «потенции».

Темой для этой статьи я выбрала стили формирования букв, включая также аспект читабельности, и попытаюсь в общих чертах объяснить вам, как их классифицирует и поясняет сам Одем – впервые привожу эти его объяснения на русском языке.

Итак, он говорит о таких стилях формирования букв, как нормативность или стандартность, напоминающую прописи, упрощенность или схематичность, усложненность или запутанность, украшенность или маска, ущербность или изничтожение формы букв.

Говоря о нормативности формы или близости почерка к стандарту, Одем подразумевает целостность буквы, когда она содержит все детали и нюансы, которые предполагают стандарты письма, прописи, что обеспечивает ясность и читабельность. Это – стиль формы, необходимая условность, принятая для коммуникации.

В благоприятном случае, когда почерк сопровождается хоть и не очень быстрой скоростью, но движение естественно, – подобная нормативность формы может свидетельствовать о простом человеке, стремящемся к честным и доверительным взаимоотношениям с окружающими. Однако в тех случаях, когда, на первый взгляд, при нормативности формы, напоминающей прописи, движение в почерке искусственно или подавлено, коммуникация, хотя и нормативна внешне, но часто является формальной, человек не спонтанен, а возможно и скрытен.

Говоря про упрощенность или схематичность формы нужно представлять себе букву, выполнение которой несет в себе ее схематизацию, при сохранении относительной читабельности, и при исчезновении из ее структуры второстепенных деталей – например, различных петелек и завитков, переходов (как в «з», «б», «м», «о» и т.д.).

Данный стиль в форме букв, отличный от прописи, отражает способность пишущего к краткости при выражении себя, своих мыслей, а также его умение выделять главное. Это – и выражение сообразительности при восприятии чего-либо, когда человек отсекает все ненужное. Такое «отсекание» улучшает умение разобраться в каком-либо вопросе или ситуации, т.к. позволяет не тратить времени и усилий на занятие лишними непринципиальными вещами.

Деловитый подход характеризуется деятельностью, призванной принести практическую пользу. Польза или суть – может быть и в интеллектуальной, концептуальной сфере, как в совершенствовании производственного процесса, так и в создании романтической связи или бизнес-контактов. Главное – что во всех этих вещах такой человек воспринимает главное как воплощение желанной цели. Однако здесь необходимо отличать: происходит ли воплощение своей цели, считаясь с окружающими, или это гонка за своей целью для удовлетворения эгоцентрического желания, а быть может – даже и с использованием окружающих. Как отличить?

При жесткости движения, сухости и напряжении в почерке, схематичность и упрощенность будет говорить о практичном уме, целенаправленном мышлении, деловито-объективном подходе и точном понимании, что человеку нужно. Он считает лишними и никчемными, а потому не достойными траты сил и времени такие вещи, как сентиментальность, романтическая связь или соблюдение этических обязанностей («условностей»). Мерило, определяющее для него все – показатель пользы, которую можно с чего-либо получить. От таких можно услышать «доброту на хлеб не намажешь». Зачастую это жесткое, сухое «интересантство» пишущий вынужден прикрывать внешним впечатлением даже некой аристократичности, безупречности рассуждений и надежности.

Например, в случае гибкого движения, спонтанности, правонаклонности – упрощенность формы будет означать проницательность, умение отделить главное от второстепенного, способность быстро воспринимать, сообразительность, краткость и умение распорядиться делами с пользой, при гибком, демократическом взаимодействии с другими людьми. Часто – также остроумие.

Говоря об усложненности, или запутанности формы букв, мы говорим о запутанности буквы, сопровождаемой множеством дополнений к нормативу прописи (петли, штрихи, росчерки), которых не требует стандарт прописей. Чрезмерность движений больше всего бывает заметна тогда, когда буква написана отдельно (так мы не примем за лишние телодвижения в целом безобидную и оптимальную связку). Злоупотребление движениями усложняет читабельность и тем самым является помехой в межличностной коммуникации. Что же касается потребности человека в самовыражении, то написанием букв сверх всех ограничений нормативной формы, такая усложненность (порой запутанность) формы предоставляет пишущему дополнительные пути «выпускания пара».

Она же – свидетельство переполненности всевозможными впечатлениями и внутренним давлением, для проявления и освобождения которых человеку требуется повышенно подвижное, выходящее за формальные рамки нормативной буквы, поле деятельности. Запутанность усложненной формы демонстрирует вред такого «зуда», по причине потери контроля от преувеличенной потребности в личном удовлетворении, даже если в нем есть добрые намерения.

При присутствии импульсивных штрихов и добавлений, речь идет о человеке, живущем моментом и очень интенсивно переживающим все впечатления. Он может переживать целый день и не находить себе места из-за какого-то момента этого дня, ему крайне сложно смириться, «переварить» собственные эмоции. Они прорываются «со свистом», как накопившийся пар, грозящий взорвать все изнутри.

Если же усложненность формы присутствует при почерке очень медленном, слабом, либо болезненном – тут можно говорить о человеке, загруженном и несущем на себе груз жалоб, недовольства, переживаний, тяжелых и требующих выйти наружу. Тяжесть настолько велика, что подавляет все остальное и пишущий готов вынести на поверхность все свои горести.

Говоря об украшенности или порой маске относительно стиля формирования букв, мы должны понимать, что красота – красоте рознь. Буква может быть красива – приятна и достаточно эстетична, и при этом проста. А иногда – при явном желании украсить, буква выглядит «безвкусно». Как правило, украшение в форме происходит за счет либо дополнений, либо за счет изменения формы по сравнению с нормативной формой прописи. Такая буква может быть читаемой, но может быть и трудночитаемой.

Психологически, мотивация человека к украшению формы может проистекать из внутренней чувствительности к эстетике, заложенной в личности и (или) из желания выглядеть в глазах внешнего мира таким, каким, по его мнению, этот мир ожидает его видеть. В этом случае, пишущий отказывается от своей индивидуальной природы, ищет покровительства и милости у общества.  Бывает, например, при признаках импульсивности или резкости в почерке, что автор прибегает к украшению некоторых элементов, дабы сгладить и смягчить впечатление о себе и своем поведении в глазах других людей.

При особенно педантичных почерках, с выписанной средней зоной, тенденцией к прямому наклону и различных украшениях в разных зонах – проявляется стремление к созданию впечатления «совершенства», особенно посредством своего внешнего впечатления – внешности и поступков. Но внутренне человек чувствует, насколько ему трудно оторваться от затаенного увлечения своим шармом (образом). Бывает и намеренная украшенность, с целью обмана окружающих.

Говоря об ущербности или изничтоженности формы, мы должны представить себе букву-инвалида, у которой недостает целой части, вследствие чего ее читабельность либо очень затрудняется, либо попросту невозможна. Это наносит удар по коммуникации, что создает предпосылки к непониманию и к проистекающим из этого в межличностных взаимоотношениях, последствиям.

Ущербная форма может сопровождаться торопливым движением. Из-за легкомыслия, поспешности или оригинального проблеска неожиданной идеи, пишущий промчался мимо, не замечая требования норматива формы. И в этом проявляется его игнорирование чувств окружающих, а также насмешка в адрес общепринятых социальных норм и традиций.

Однако, ущербность и изничтоженность формы букв может происходить и из усиления жесткости движения, вплоть до спазматичности. Причина может быть в физической и (или) душевной болезни, так или иначе это связано с неспособностью вести здоровую коммуникацию (взаимодействие с людьми).

Иногда ущербность формы выглядит, словно буква стерлась стихийным движением, превратившись в горизонтальную линию, и это может быть свидетельство не только поведения, не считающегося с окружающими, но и бесцеремонного выплескивания «содержимого», не интересуясь, поймут ли и сбегания от ответственности за свои действия.

Невнятные быстрые нити и «змейки», изничтожившие форму – часто признак «гонки наперекор времени». Движение, превращающее форму в «почти ничто», оставляя некий остов по вертикали (либо буква превращается в вертикальный штрих) – говорит о затруднениях в межличностной области.

Далее расскажем о том, как форма и читабельность распределяются по потенциям и каковы причины такого положения.

С точки зрения системы Одема, данные явления распределяются следующим образом:

№1, «Безвольный»:
Ущербность формы, при затрудненной или попросту невозможной читабельности. Это происходит из-за слабости импульсов, витальности и душевной вялости, не позволяющих сподвигнуть воображение на нормативную деятельность, принятую в обществе (нормативность).
Расслабленная ущербность (аморфность) формы отражает не только то, что «руки не доходят» до чего-либо, но и своего рода «усталость от жизни», вплоть до полного равнодушия к обществу, избегания межличностного общения и сбегания от ответственности.

№2, «Интегративный»:
Здесь преобладает нормативность формы относительно прописи, которая порождается созидательностью, «радостью создания» целого (буква целиком), в стремлении к взаимопониманию, причастности и участию в общении с окружающими и в обществе.

№3, «Импульсивный»:
Бурная ущербность формы при трудночитаемости или нечитаемости, происходящая из-за бесконтрольности импульсов, при поспешности, уходе от ответственности, насмешливости и пренебрежении межличностным общением. Часто – также из-за оригинальности и блестящих идей (воображение).

№4, «Рациональный»:
Допустимы два варианта.

а) Упрощенные буквы, что выражается в написании основы буквы при утрачивании различных петель и других незначительных для сохранения общей читабельности деталей. Это – селективная деятельность, продиктованная способностью хорошо отличать главное от второстепенного, ведущая к практическому совершенствованию и к рациональной оптимизации. Это позволяет максимально объективное, критичное и деловое межличностное общение.

б) Буквы, написанные целиком (нормативно, т.е. более стандартно), и поэтому ясные и читабельные. Это – упорядоченная деятельность, точная и надежная, – исходит из осознания ответственности в рамках закона и традиций, считаясь с окружающими и стремлении, чтобы все было точно и ясно во взаимодействии с людьми.

№5, «Аутистичный»:
Расщепленность ведет к зацикленному (обсессивному) оформлению формы буквы и могут быть допустимы обычно два стиля:

а) Ущербность и трудночитаемость вплоть до нечитабельности буквы по причине отсутствия также и основных деталей букв, что спровоцировано конфликтами и комплексами, мешающими человеку сформировать адекватный взгляд (нормативность), затрудняющими и очень ограничивающими его способность общаться и взаимодействовать.

б) Зацикленная нормативность формы (по стандарту), когда движение выдает большую жесткость, а форму – угловатость. У человека отсутствует душевная гибкость, он чувствует себя вынужденным ужесточать требования к себе и фиксируется на сверх-педантичности, из-за чего вся энергия и инициатива просто скованы, идут лишь на непродуктивное написание формы, вместо того, чтобы идти в творческое русло.

№6, «Нарцисс»:
Допустимы бывают два варианта:

а) Цельность формы, при которой буква раздута и понятна, идущая от потребности доказать и показать внутреннюю силу и способность к законченной безупречной деятельности, заслуживающей всяческих похвал, как компенсация острого болезненного дефицита в области любви или романтики.

б) Украшенность буквы – как свидетельство «эгоцентричной многословности», «рисующейся» и хвастающей своей якобы эстетической избранностью, когда на деле все это покрывает бездействие в продуктивной самореализации при задержке эмоционального развития.

№7, «Реформатор»:
Допустимы бывают также два варианта:

а) Нормативность (стандартность) четкой и ясной буквы, созданной в обсессивной борьбе за законченность выполнения, даже безупречность, чтобы «застраховать» свои действия рамками закона, опереться на него и убрать все сомнения и опасения перед лицом неудачи.

б) Украшенность – встречается по причине эстетического чутья и потребности в художественном оформлении, и(или) по причине того, что человека толкает желание искупить свое чувство вины посредством «правильной» деятельности, с акцентом на нравственность, улучшение качества жизни общества при усиленном облагораживании общественных норм (украшая-стилизируя).

№8, «Невротичный»:
Искаженная ущербность (недооформленность) буквы. Действие нарушается из-за отсутствия порядка, ровности в искореженном движении, проистекающем из душевной слабости и(или) нервной слабости, атаксии (нервная болезнь, нарушение координации движений при поражении лобных долей головного мозга, мозжечка и т.д.). Блестящий интеллект не может помочь продуктивности и созидательности самих действий такого обладателя невротичного воображения, однако иногда он может ему помочь, например, при консультации по развитию какого-то проекта.

№9, «Анархичный, незрелый»:
Характеризуется сочетанием практически любых стилей формы букв.
Например, нормативность, стандартность структуры букв характерна больше для пред-переходного возраста или на этапе начального подросткового возраста, и обусловлена наивностью и желанием «быть хорошим», все делать «хорошо, как все» по принятым правилам, чтобы быть оцененным. Украшенность появляется тогда, когда есть сильное желание «воображать» своей способностью сделать что-то красиво, либо по причине появления эротичности (эротичности образов).

И наоборот, характерна бывает ущербность, неправильность формы, делающая буквы трудночитаемыми или нечитаемыми, – это может происходить от анархии в воображении, от неспособности сфокусироваться на нормативной деятельности, также и межличностное общение страдает по причине слабой самодисциплины и устойчивости.


Инесса Гольдберг