Сегодня поделюсь с вами некоторыми профессиональными соображениями об одном из наиболее заметных и очевидных даже неопытному глазу, графологических признаков, который именно поэтому заслужил особое внимание и популярность,– о наклоне в почерке.

Чтобы не получилось поверхностного ответа в стиле “признакологии”, которые чаще всего мы встречаем в Интернете и популярных источниках, с помощью данной статьи я хотела бы дать, если не исчерпывающее (нюансов всегда намного больше), то гораздо более верное представление об этом явлении.

Выражение «По наклонной» использовано мной не для красного словца, оно несет и более глубокий смысл, связанный с понятием наклона в почерке – и вы скоро в этом убедитесь, вникнув в использующиеся мной для объяснения, аналогии.

Итак, наклон в почерке. Чаще всего меня спрашивают о левом или правом, но обратим внимание – существует также и прямой наклон (почерк без наклона). У этих трех основных видов наклона бывают еще вариации, и мы учитываем хотя бы по три-четыре подвида у правого и левого наклона (легкий, средний, сильный, стелющийся) и возможные колебания “почти прямого” наклона.

Следует сказать, что любой признак в почерке, включая и наклон, не может интерпретироваться в отдельности от общей картины и сочетания с остальными “графическими обстоятельствами” конкретного почерка. Учитывая же это, можно получить очень много информации.

В целом, наклон “показывает” одну из основных тенденций в устройстве личности человека, его направленность, его природу и каким образом он ее проявляет. Взгляните внимательно на иллюстрацию выше, а теперь самое важное:

Психомоторно, правый наклон* является наиболее естественным и наименее энергозатратным. Это обеспечивает оптимальный канал как для высвобождения экспрессии, так и для наиболее эффективного достижения результата. Таким образом, обобщенно можно сказать, что правый наклон обеспечивает возможность наиболее продуктивной траты сил относительно развиваемой динамичности – по аналогии с “бегом с горы”.

Однако я хочу подчеркнуть многофакторность признака – то, от чего будет зависеть интерпретация наклона. “Бег с горы” удобнее, легче и оптимальнее с точки зрения траты сил, но правый наклон – лишь “спуск”, “гора”, «благоприятное условие», и все известные нам “позитивные”, здоровые и благополучные характеристики правого наклона будут верны и достоверны только при условии, что человек умеет относительно правильно “бегать” и применять усилия. Правого наклона мало, чтобы заключить о лучших качествах.

Если обладатель правого наклона использует его преимущества, чтобы “катиться кубарем”, рваться вперед, не думая о последствиях, либо наоборот, использует этот “спуск” для пассивного, неподвижного скатывания по инерции – это другое.

“Беглость” почерка – происходит от “бег”, т.е. от здоровой динамичности, а не от “одержимого мчания кувырком” или от “пассивного сползания вниз по инерции”.

В случае (1) здоровой беглости, к которой располагает правый наклон, мы будем говорить о комплексе качеств, выражающих спонтанность личности, естественное проявление себя, живость, искренность проявления своих чувств, расположенность к людям, активную жизненную позицию и т.д. (значений много, некоторые из них можно найти в моих книгах).

В случае, когда правый наклон (2) провоцирует, точнее, сопровождает бурные, импульсивные, инстинктивные порывы – значения будут соответствующие – на первый план выйдут нетерпение, нетерпеливость, непостоянство, презрение норм и обязательств, влечения, несдержанность, человек крайностей и т.д.

В случае же правонаклонности (3) вялой, когда она служит лишь “путем наименьшего сопротивления” для инертного движения, будут иметь место совсем другие значения. Например, безволие, бесхарактерность, компромиссность, отсутствие углубленности, основательности, собственного мнения, а также глубины чувств, вовлеченности. Значений – многие десятки, все будет зависеть от дополнительных параметров в почерке.

В целом, правый наклон, повторим, – это наша “природа”, проявление чувств, инстинктов или вялости, и он связан с динамическими параметрами почерка, с движением.
Прямой наклон – психомоторно располагает к сдержанности и большему сознательному контролю, опосредованности, расчету или отслеживанию своего поведения, рассудочности. Прямой наклон ближе связан (сочетается) со структурными, либо дисциплинирующими параметрами в почерке – организацией и т.д. Если это становится не просто рассудочностью и взвешенностью, а защитой (просто расчет, рационализация, искусственность), то структура в почерке не будет естественной, она будет искусственной, также может выйти на первый план форма в почерке.

Если правый наклон – «спуск», то прямой можно сравнить с прямой поверхностью. Она не сильно затрудняет движение, но и не облегчает или ускоряет его. Каждый шаг производится “сознательно” и требует некоего усилия, «принятия решения». Человек более ведом внутренней логикой, целе-сообразностью или другими соображениями, нежели спонтанным проявлением своей природы. А дальше – опять смотрим, как прямой наклон проявляется у разных людей. Стабилен ли он, статичен, или – живой, вариативный, очень ли  колеблющийся, или же навязчиво – обсессивный и т.д.

Аналогично анализ происходит и с левым наклоном, с той разницей, что мы можем условно представить себе его в качестве «сопротивления», «восхождения в гору». Многие привыкли читать в популярных статьях, что левый наклон – это “голос разума” или “голова”. Традиционно, но совершенно необоснованно подра-зумевается, что правый наклон – “сердце”, значит, левый – “рассудок”, ну а пря-мой наклон, разумеется, “золотая середина”. Это красиво и симметрично звучит, но исследования психомоторики говорят совсем другое, и «безупречная гармония математики» – далека от жизни.

“Восхождение в гору” – нерационально, условно “сизифов труд” (если нужно пройти, гору можно было просто обойти), это сосредоточение именно на “горе”, на собственноручно сооруженном себе препятствии, барьере, отделяющем себя – от людей, социума, целей, прямого взаимодействия с окружающей средой.

Да, это закрытие своей природы и сдерживание себя, своих чувств, но здесь нет ничего “рационального”, это не рассудок, а защита человека, которому трудно. Левый наклон = оппозиция, и позиционирование себя именно так, “супротив” окружению. Психомоторно, это наиболее неудобное движение при письме. Однако, если человек предпочитает именно его – значит, есть причины. Значит, состояние оппозиции, порой аутсайдерства или противостояния – важнее и служат ему защитными механизмами.

_____________________________________________________________________
*Мы говорим про обычного правшу, левше “прощаются” несколько градусов наклона влево, после чего к нему полностью применимы все остальные правила анализа почерка.

*Фрагменты из почерка – из почерков, присланных на публичный форум


Инесса Гольдберг