Немного об авторе, предоставившем Институту Графоанализа Инессы Гольдберг право перевести и опубликовать свою работу:
Шейла Лоу – графолог с сорокалетним опытом работы в судебной графологии.
Она имеет степень бакалавра психологии, и является автором нескольких книг, а также компьютерной программы, помогающей в анализе почерка.
Перевод – Виктория Косогова,
Специалист Института Графоанализа Инессы Гольдберг
Может ли почерк выдать серийного убийцу?
.. Он был статный, харизматичный мужчина. Он признан виновным в изнасиловании и убийстве десятка женщин во Флориде. Но, вероятно, он изнасиловал не менее 50.
Число серийных убийств, как и других насильственных преступлений, возрастает. В период с 1900 по 1950 год, в среднем, фиксировалось 1, 2 случая в год. В 1960 году зафиксировано 12 случаев. В 80-е количество нападений увеличилось до 2 случаев в месяц. С 1977 года более 200 серийных убийц было осуждено, от рук которых пострадало более 1000 жертв. Более 80% всех серийных убийств было совершенно за последние 30 лет.
Как и другие представители этого сорта людей, Роберт Джозеф Лонг смог избегать ареста очень долго, – каким образом? Потому что он мог выглядеть и вести себя как обычный парень. Он знал, как вписаться в общество и выглядеть, как все мы. Но его почерк свидетельствует о патологичности его поведения.
Большинство людей согласно, что поведение, которое человек избирает, многое говорит о нем. Например, тот, кто смело расхаживает по комнате, отличается от того, кто предпочитает ползти по стеночке. Исследователи говорят, что выражение лица интерпретируется во всем мире одинаково, также как и то, что тон голоса указывает на настроение. Равно, как и почерк – являющийся проекцией поведения, подобно языку телодвижений, тону голоса, мимике. Почерк дает важную информацию о мотивации, личностных особенностях, психологическом благополучии или неблагополучии.
Хочу сказать, чтобы внести ясность: нет такого понятия как «криминальный почерк». Пытаясь определить черты сходства в почерках серийных убийц, я исследовала почерки самых известных из них. То, что я обнаружила, не имело прямой и однозначной связи по принципу «если ЭТО, то значит ТО» между личностными особенностями и признаками в почерке; все оказалось гораздо тоньше.
Было бы удобно, если бы мы могли создать четкий симптомокопмлекс и тут же выявлять серийных убийц или преступников других видов, но на самом деле – в почерке ярко проявляются черты патологического поведения или склонности к нему. Потому что то, что мы видим на листе бумаге, является как бы фотографией из прошлого, и профессиональный графолог может делать некие выводы, но не может в точности спрогнозировать все поведение в будущем.
За исключением Весли Алана Додда (Wesley Allan Dodd), остальные образцы почерков, которые я изучала, были написаны после заключения под стражу, когда эти мужчины и женщины вынуждены были умерить свои кровавые аппетиты. Сдержанности их поведения способствовала необходимость следования правилам тюремной дисциплины. Эффект сдерживания себя отразился и в их почерке: он стал менее гибким, более законтролированным, чем в период совершения убийств, когда они находились на пределе своей ярости.
Роберт Джозеф Лонг, упомянутый во введении к статье, характеризовался как «шокирующе жестокий». Он избивал, насиловал и душил своих жертв.
Его почерк в высшей степени ригидный, тесный, в форме доминируют углы – все это указывает на невозможность адекватно выражать эмоции. Позитивное выражение эмоций можно увидеть только при балансе округлых и угловатых форм. Обратите внимание на слишком длинные горизонтальные штрихи в буквах «t». Эти прямые горизонтальные движения в сочетании с жесткостью форм, указывают на его стремление доминировать и контролировать других.
Весли Алан Додд казненный по собственной просьбе через повешение в 1993 году, вел дневник во времена, когда убивал маленьких мальчиков. Его почерк в период совершения убийств гораздо более раскованный (в плохом смысле этого слова) и экспансивный, чем после заключения в тюрьму. Не нужно быть экспертом-графологом, чтобы увидеть разницу между двумя образцами.
Серийный убийца не обязательно является мужчиной. Эйлин Уорнорс (Aileen Wuornos), ставшая прототипом героини фильма «Монстр», была казнена в 2002 году за убийство семерых мужчин. Кристин Слейтер Фоллинг (Christine Slaughter Falling), – вдумайтесь, насколько подходящее имя, – чей почерк приводится ниже, очень сложная личность. Она обвинялась за убийство по меньшей мере 6 младенцев, за которыми ухаживала в качестве няни, в 1982 году была признана виновной в 3 убийствах, приговорена к пожизненному заключению, что дало право на условно-досрочное освобождение через 25 лет.
На интервью для CNN Фоллинг спросили, что она собирается делать, если ее освободят. Она ответила, что снова будет сидеть с детьми, потому что (дословно) «Я до смерти люблю детей». В 2006 году ей было отказано в условно-досрочном освобождении.
Образец ее почерка, написанный после 10 лет заключения, является полной противоположностью почеркам Додда и Лонга. В почерке доминируют раздутые округлости и огромный размер, дающие повод предположить об эгоцентричности ее натуры, о постоянном поиске любви и одобрения (в извращенной форме, конечно).
Буквы «M» в слове «Me» и «R» в слове «really» имеют крестообразную форму. Такие формы встречаются в почерках людей, думающих о смерти, переживших момент близости смерти, или те, кому поставлен серьезный медицинский диагноз. Фоллинг осознает свою ответственность за смерть детей, но только разумом, головой, но сознание ответственности никак не трогает ее совесть. Этот образец почерка не может принадлежать совестливому человеку.
Еще один редкий признак в ее почерке – это петли в верхней зоне такие, как «l» в слове «letter», имеющие форму пламени свечи. Петли подобной формы часто можно увидеть в почерках людей с травмой головы в результате удара. Известно, что когда Кристин было 8 лет, ее мать-проститутка, родившая в 16 лет, ударила девочку по голове деревянным бруском 2×4 дюйма, после чего у той начались эпилептические припадки. Также выписывание пламяобразных петель свойственно людям, видящим мир иначе, чем большинство из нас.
Большинство, если не все, серийные убийцы в детстве подвергались жестокому обращению родителей, либо были игнорированы ими. При этом относительно малое число детей, выросших в таких условиях, превратились в серийных убийц или другого рода преступников. Множество врожденных факторов и факторов воспитания сыграло свою роль. Генетика, окружение и индивидуальные особенности личности, различный жизненный опыт – все это тесно переплелось и определило печальный итог.
Почерк, также как и личность, состоит из тысячи переменных. Поэтому для того, чтобы быть объективным в оценке, важно понять целостную картину почерка, а не ориентироваться на отдельные, разрозненные признаки. Приведенные характеристики были получены путем анализа образцов большего размера. Почерк не может рассказать ВСЕ о писавшем, но может приоткрыть окно в сознание как преступника, так и «нормального» человека.
Некоторые психологи ищут способ быстро понять, что движет человеком – желание могущества, потребность в безопасности, потребность в любви и т.д. Анализ почерка, особенно при его использовании в сочетании с другими средствами оценки личности, может стать важным инструментом познания человеческой души.
Перевод – Виктория Косогова
Специалист Института Графоанализа Инессы Гольдберг