Путем ответов на конкретные вопросы, приходящие от моих потенциальных учеников, поговорим об особенностях трудоустройства графолога в России и обо всем, что важно знать тем, кто собирается посвятить себя этой профессии.

“В России трудоустроиться графологом легко?”

1. Наша организация, Институт Графоанализа и ее специалисты – являясь профессиональными графологами с точки зрения стандартов профессии в европейских странах, где эта профессия признана, на российском пространстве являемся энтузиастами своего дела и единомышленниками, которые занимаются продвижением осведомленности о своей профессии в обществе.

Мы – негосударственное объединение профессионалов, развивающее графологическую нишу на русскоязычном пространстве, и мы понимаем, что пока она развивается, нет легких путей и нужно быть готовым к нестабильности и отсутствию каких-либо гарантий, к необходимости открывать новое самим и полагаться только на себя.

Графолог – свободная профессия. В России, несмотря на отсутствие конкуренции нашему Институту, тем не менее, это профессия, требующая порой борьбы со стереотипами, самостоятельности, творческого подхода и смелости рисковать. Стоит знать, что графологическое образование – это не “хлебная карточка”, скажем, электрика или парикмахера (примеры произвольны, возможно и у представителей этих профессий все не так просто).

Если Вы ищете быстрого, большого и, главное, сразу стабильного заработка и живете в России (СНГ), то покуда графология не применяется повсеместно – это не для Вас. Нашим специалистам приходится много учиться, практиковаться, затем делать свое имя и понемногу пробиваться на рынке услуг. Школа старается помогать с рекламой и продвижением своим лучшим ученикам. Тем не менее, к одним все приходит быстрее, к другим медленнее или пока пусто, поэтому если морально не готов к неопределенности, сюда идти нельзя.

Шампанское пьют другие, но именно они – те, кому вначале не позавидуешь:  приходится рисковать, работать, не ожидая взамен ничего, переживать неудачи, иногда – подолгу ждать момента. Есть те, кто до сих пор в этом состоянии, но они знают, что упорство и качество раньше или позже принесут результат даже там, где про графологию почти ничего не знают.

2. Также как и многие другие учебные учреждения, Институт Графоанализа не может заниматься трудоустройством всех учеников, или гарантировать, или предоставлять им работу и клиентов.

“Есть ли возможность после обучения, если нормально изучить графологию и самостоятельно делать графоанализ, устроиться работать в ИОНГ”

Прежде чем ответить, небольшая поправка: наверное, подразумевается Институт Графоанализа Инессы Гольдберг, в которой обучение соответствует стандартам ИОНГ, действительным членом которого и является основатель Института. Само же ИОНГ – это научное графологическое общество Израиля. В него не устраивают работать, это профессиональная организация с членством для прошедших сертификацию. Обучают уполномоченные к этому проверенные преподаватели – члены ИОНГ (или учреждения, основанные ими – например, как наш Институт), но не само ИОНГ.

Несмотря на п. 2 предыдущего вопроса, есть возможность работать в нашем Институте, или стать членом нашей команды преподавателей. И здесь важно знать две вещи:

Попасть в наш коллектив сможет любой отучившийся полную учебную программу, затем прошедший стажировку (в стиле супервизии) на нескольких десятках “живых” случаях, и оконивший курс преподавателя (обучения графологии студентов) лично у Инессы Гольдберг. При условии достижения самых высоких успехов в графоанализе, а также в проведении консультаций – он становится членом нашей команды специалистов.

При этом – он, как и мы, с точки зрения российских реалий – остаемся быть “свободной профессией” и не можем иметь каких-либо гарантий, стабильного потока работы и т.д. Единственное, что может как-то обещать тебе востребованность – это твое имя. Если ты классный специалист (а их единицы на этом географическом пространстве), то самый надежный работодатель – твое имя. Не реклама, а добрые слухи, личный опыт клиентов, ознакомительные наглядные мероприятия – вот что приносит работу.

Итак, как становится видно, в трудоустройстве графолог выигрывает у многих других свободных профессий, но безусловно проигрывает у служащего, рабочего, бухгалтера или инженера. И, хотя истории успеха и даже большого успеха есть, важно подчеркнуть: в России (СНГ) никаких гарантий работы для графолога мы обещать не будем.

Единственный вариант, при котором мастерство графоанализа будет гарантированно востребовано – когда оно является новым инструментом или направлением в уже имеющейся «смежной» специальности или работе, или используется как приобретение нового навыка в сферах работы с человеческим фактором. Такие специалисты, приобретая дополнительную специальность, приобретают преимущества и эксклюзивные знания, и применяют их в своей работе или предлагают своим клиентам как отдельную услугу. Многие ученики де-факто уже являются профессионалами в области психодиагностики (психологи, психиатры, терапевты, специалисты по оценке персонала, педагоги, криминалисты и др.) и просто продолжают свою практику, используя новый инструмент.

Таким образом, ответственность за свое решение учиться, а также за свой успех или отсутствие работы (несмотря на нашу посильную поддержку в продвижении лучших) несет только сам человек, принимающий решение об обучении.

Удачного Вам выбора!

Инесса Гольдберг