Это статья – мои наблюдения, сначала немного о себе. В 1996 году я закончила психологический факультет Рязанской Академии Права и управления МВД РФ, получила специальность психолог-практик.
Затем проходила службу в должности психолога в пенитенциарных учреждениях, с 2001 года – в ОВД.
Имею сертификат «НЛП-практик», в 2007 году проходила обучение по методике Зонди.
С февраля 2010 года я начала проходить обучение в Институте Графоанализа Инессы Гольдберг. Работая с психодиагностическим инструментарием еще со времени обучения, я подспудно чувствовала, что необходимы новые методики для изучения личности.
Опросники – это своего рода «Я-желаемое», то впечатление, которое человек хочет произвести на окружающих, его визитная карточка.
Также часто сталкивалась с тем, что человек затрудняется в ответах на вопросы, не обладая достаточным уровнем самопознания. Поэтому начала активнее использовать проективные методики – рисуночные тесты.
В 2007 году прошла обучение у специалиста, сертифицированного Швейцарским Институтом Зонди, Смирнова А. В 2009 году мне в руки попадает книга И.Гольдберг «Язык почерка, или проблемы на бумаге». Методика графоанализа меня привлекла своей оперативностью, быстротой получения материала на анализ и просто неиссякаемыми возможностями для диагостики. Сейчас я окончила обучение на третьем уровне и понимаю, что нахожусь только в начале пути.
Графоанализ мне очень помогает в работе. Конечно, при диагностике я использую свой прежний диагностический инструментарий, включая тесты MMPI, личностные опросники, рисуночные тесты, тесты диагностики самооценки, интеллекта и другие, рекомендованные и апробированные МВД РФ. Но теперь обязательным условием при прохождении диагностики является и собственноручно написанный текст (чаще автобиография). Это позволяет выявить окончательные «штрихи к портрету», расставить все точки над i.
Очень часто сталкиваюсь с тем, что по результатам наблюдений, диагностической беседы и графоанализа человек выглядит как малообщительный, неуверенный в себе, неспонтанный, тогда как в тестах – он презентует себя общительным, эмоционально уравновешенным, склонным к лидерству и независимым (а шкалу лжи позволяет обойти вездесущий Интернет)! Смотрю на почерк – а там статика (нет динамики), зависимость от оценок, консервативность, человеком движет страх и мотивация избегания. При этом еще и мышление ригидное, и уровень развития личности низкий.
Я хотела бы немного рассказать о взаимосвязи результатов по интеллектуальным тестам, с результатами графоанализа.
Одним из направлений моей работы является психодиагностика кандидатов на службу, прогноз успешности их адаптации к деятельности в органах внутренних дел (ОВД). Обследование кандидата включает в себя батарею методик, важное место в которой занимают тесты на интеллектуальное развитие. Хороший интеллект – тот, что позволяет продуктивную деятельность, позволяет гибко мыслить, дает хорошую обучаемость. Мной используются методики «Прогрессивные матрицы Равена», «Толкование пословиц», тест «Четвертый лишний».
o Методика «Четвертый лишний» позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий. Также позволяет диагностировать уровень обобщения.
o Толкование пословиц выявляет уровень обобщения, либо конкретность мышления, умение оперировать понятиями.
o Тест Равена оценивает невербальный интеллект, логические способности, позволяет судит об интеллектуальном уровне кандидата.
Наблюдения: представленные ниже почерки принадлежат кандидатам, которым в конечном итоге отказано в приеме на службу, поскольку почерки показали: недостаточный уровень интеллектуального развития, чрезмерную конкретность мышления и сниженный уровень обобщения. Эти наблюдения подтвердились всеми тестовыми методиками:
По тесту Равена результат- 3-4 стена. В тесте «Четвертый лишний» постоянное соскальзывание на конкретно-ситуационные решения, неумение выделить предметы в общую категорию. Также конкретное понимание условного или абстрактного смысла пословиц и поговорок. Хочу отметить сниженные – социокультурный уровень, общую эрудицию, также банальность суждений и выводов, некоторую ограниченность кандидатов: