Куда пойти учиться? Какую выбрать профессию? Как найти свое место в жизни?  Каждый задавался подобными вопросами. И даже в зрелом возрасте, имея за плечами ВУЗ, а то и несколько, многие, проработав не один год, не чувствуют удовлетворения от своей деятельности, не получают  полной отдачи.

Вопрос профориентации волнует очень многих. Этот вопрос является самым распространенным и в консультационной практике графолога, после вопроса «как научиться получать удовольствие от жизни». Оба этих вопроса связаны между собой. И не может быть иначе! Профессиональная зрелость человека и чувство удовлетворенности от жизни пересекаются, поскольку во взрослом возрасте основной ведущей деятельностью является профессиональная. И получение удовлетворения от своей работы обязательно улучшает качество всей жизни человека. Тогда как только формальное исполнение обязанностей на работе, без вкладывания личного внутреннего потенциала, души, творчества, обедняет человека в ощущении полноты жизни.

Бесценными знаниями для нас являются знания о самих себе, своих возможностях и ограничениях, оптимальных условиях деятельности, а также понимании того, что мешает развитию потенциала. Иногда даже зная свои склонности и способности к той или иной деятельности, работая в «своей» отрасли, не получается до конца  реализовать его  на практике.

Графологический анализ может помочь людям, желающим определиться со своей природной направленностью, склонностями, помогает выбрать оптимальное направление деятельности, позволяет выстроить рекомендации по оптимальным условиям работы и личностному развитию.
Во многих странах анализ почерка является одним из популярных средств в профессиональном определении личности. Графологическая психодиагностика давно применяется в странах Европы – Германии, Швейцарии, Англии, а также Израиле, США и др. странах, где многие частные фирмы и государственные организации сотрудничают с графологами при проверке кандидатов на различные должности и профессии.

Графология позволяет с большой степенью вероятности определять врожденные способности, психотип, интеллект, адаптируемость в коллективе, организованность, лидерские качества, стрессоустойчивость и многое другое.
Более того, анализ почерка обнаруживает личностные проблемы, которые могут помешать человеку раскрыться более оптимально, наметить «зоны риска» и зоны «работы над собой», то есть составить план индивидуального развития конкретного человека.

Получая консультацию по профориентации, основанную на графологическом анализе, Вы «убиваете несколько зайцев»: познаете себя, свои сильные и слабые стороны, узнаете свои задатки, способности, определяетесь со сферой профессионального направления, узнаете свои «зоны риска» и получаете рекомендации по личностному развитию.

Для примера приведу краткий разбор почерков с целью профориентации:

Девушка, 23 года

Несмотря на свой молодой возраст, девушка самостоятельна в мышлении, умна, индивидуальна. Имеет на все свою точку зрения. Обладает аналитическими способностями. Умеет системно и концептуально мыслить. Способна объективно и беспристрастно оценить ситуацию, почувствовать малейшие изменения и нюансы ее развития, увидеть дальнейшую перспективу и спрогнозировать конечный результат.

Она очень наблюдательна, внимательна, замечает мельчайшие детали, способна интуитивно постигать суть явлений. Быстро обучается, любознательна и открыта новому. Обладает работоспособностью, чувством ответственности, долга, самодисциплиной. Способна организовать свою деятельность и целеустремленно добиваться результата. Обладает творческими способностями, повышенной чувствительностью,  умением тонко улавливать нюансы и изменения окружающей обстановки.

Однако, имея такой потенциал, девушка боится выделиться из толпы, быть не такой как все. Часто идет на компромиссы из-за своей низкой самооценки,  даже тогда, когда этого не следует делать. Боится отстоять свою точку зрения. Уступает для того, чтобы сохранить хорошие отношения. Она «стирает» свою самобытность, принижает свою индивидуальность.

Говоря про ее успешность в конкретной профессиональной области – области юриспруденции, можно отметить, что успех обеспечен в той плоскости,  которая занимается в большей степени законотворчеством, нежели непосредственно связана с интенсивным взаимодействием с человеческим фактором (требующей постоянной активной интеракции, напористости, пробивных качеств. Например, такие, как адвокат или прокурор).
Для лучшего развития своего потенциала, большей успешности в деятельности ей стоит поработать над своей самооценкой, не прятать свою уникальность, стараясь быть как все, а, наоборот, ценить в себе те качества, которые отличают ее от других людей.

Девушка, 22 года

Девушка обладает гуманитарными наклонностями, лингвистическими способностями, развитым вербальным интеллектом, эстетическим, визуальным восприятием мира.

Имеет социальную направленность, уважает правила и общественные нормы, соблюдает этикет и приличия. Все это помогает ей нравиться окружающим, создает положительный имидж, который очень важен для нее. С одной стороны, акцент на своем положительном имидже заставляет ее быть ответственной, исполнительной, правильной. Но, с другой стороны, такое сверхстремление соответствовать ожиданиям окружающих заглушает проявления своего неповторимого стиля, своего Я.

Для нее очень важна стабильность и предсказуемость. Девушка трудолюбива, способна длительное время сосредоточенно заниматься одним делом. Человек привычек, в работе предпочитает знакомые методы и проверенные способы. Монотонный (но не скучный) труд ее не обременяет, а наоборот, успокаивает, стабилизирует, дает ощущение стабильности и предсказуемости.

Поскольку профориентация касается профессии журналиста, то стоит отметить, что в целом хотя профессия журналиста может ей подойти, стоит учитывать и   некоторые индивидуальные особенности, с которыми приходится считаться:

1. Частая смена обстоятельств, постоянные командировки (особенно полные неясностей, непредсказуемостей и не всегда в хороших условиях и оптимально организованные), необходимость быстро мобилизовываться и принимать неординарные решения будут   дестабилизировать, вгонять в постоянный стресс.

2. Стоит учесть и то обстоятельство, что она интровертирована (больше живет своим внутренним миром), избирательна, осторожна в общении. Склонна закрываться в себе и несколько отстраняться от других, действовать в одиночку. Бывает нерешительной, зажатой, опасается в полной мере проявляться своей натуре. Опасение не соответствовать ожиданиям окружающих несколько сковывают ее, не вполне дают быть собой, что будет мешать формированию собственного стиля.

Для лучшего функционирования в выбранной деятельности необходим личностный рост, связанный с проработкой своих страхов относительно возможных ошибок в профессии (да и жизни в целом). Важно понимать, что только через ошибки человек получает драгоценный опыт зрелости. Излишний же перфекционизм, синдром отличника (как в данном почерке) мешает этому  процессу и в целом тормозит проявление самостоятельности и инициативы, что очень важно в профессии журналиста.


Лариса Дрыгваль,
Специалист Института Графоанализа Инессы Гольдберг