В одном занятном интеллектуальном Интернет-споре с моим собеседником о том, что, по его мнению, женщины неспособны к настоящей креативности, и их творчество – это вышивание крестиком или действия в уже установленном до них порядке, я привела как пример креативной работы, свою профессию – графологию, в которой много женщин и «тем не менее», она более творческая, чем многие «мужские».

Тогда собеседник усложнил задачу, сказав, что чтобы заслужить право называться такими же креативными, как мужчины, нужно предъявить еще и собственные изобретения.

Дорогие читатели и коллеги, с подачи неутомимого оппонента предлагаю Вашему вниманию доводы в защиту креативности процесса графологического анализа и творческого начала в нашем мастерстве. Ниже – суть вопросов моего собеседника:

– Инесса, не сердитесь, если я очень уж конкретно спрошу. Разве разглядывание букв – не рутинная работа? И в чем именно заключается творческость Вашей работы, в чем уж приходится импровизировать графологу? И что такого нового, кроме множества уч.книг и суд.экспертиз Вы сотворили в Вашей деятельности? О каком именно творчестве Вы говорите? Готов заранее признать всё Вами названное самым настоящим творчески-созидательным процессом, если в результате него появилось нечто новое, уникальное, до Вас ранее не существующее. Приведите примеры, пожалуйста.

– Это очень интересная тема! Вы попали на правильную профессию.

Вам хочется узнать, что я лично внесла нового, изобрела? Я могла бы начать Вам рассказывать, как изобрела, в частности, формулу вычисления левшей, но прежде чем начать отстаивать перед Вами свои творческие способности, позвольте только уточнить: чтобы подходить к делу креативно и работать творчески, не надо быть “формальным изобретателем”. Ведь те мужчины, которые творческие, не все поголовно открыватели чего-то глобального? Несмотря на то, что Вы делаете обобщение, считая их всех таковыми, иначе бы не расспрашивали меня с пристрастием сейчас, допуская, что и женщины что-то могут.

Я понимаю, что Вы действительно хотите знать, и Ваше недоумение продиктовано исключительно неосведомленностью и неверным представлением о работе графолога. “Что уж она там делает? Буковки рассматривает? Сравнивает, потом в таблички смотрит и все, то же вышивание крестиком.” С удовольствием расскажу Вам, как все происходит на самом деле и почему мою профессию “шаблонной” или “нетворческой” можно назвать в последнюю очередь.

Не стоит, к слову, обесценивать и мои книги в плане творчества – это тоже творчество, это не методички с описанием измерений, это изложение нюансов психодиагностического процесса (если Вы знаете, что это такое – что это процесс не шаблонный), который опирается не столько на измерения или аксиомы, сколько на постоянный поиск нового решения. Вероятно, Вы путаете мою профессию с почерковедением, где основа всего – измерения, линейки, транспортиры. Я занимаюсь и судебными экспертизами – как малой частью своей работы, и не очень их люблю, слишком уж это техническая и нетворческая процедура, но это часть работы графолога в Израиле.

Мое же творчество в том, чтобы каждый раз находить новый путь к решению той или иной проблемы в психологическом анализе почерка. Дело в том, что это не только анализ, но и синтез, не только дедукция, но и индукция, не только наука – но и искусство.

Одним из самых ярких свидетельств творческого начала в моей работе является факт, что ей невозможно научиться по книжкам. Это не значит, что не надо их писать и описывать принципы в работе с почерком, но с одним и тем же учебным материалом не стать всем одинаково хорошими графологами. Это невозможно без мастерства, которое сводится к постоянному поиску (разумеется, не просто интуитивному, а имея всеобъемлющие знания).

Поэтому, хотя я и беру всех желающих обучиться в группы, на индивидуальное обучение графологии лично у себя я провожу отбор по почерку. Знаете, по какому принципу? Ищу в почерке кандидата признаки нестандартности мышления, интеллектуальной инициативы, умения и сопоставлять, и обобщать, увидеть новое, импровизировать, мыслить комбинаторно.

Анализ почерка (психологический, не почерковедческий) – это достаточно “мучительный” процесс – именно по причине необходимости творческого подхода. Здесь 2 + 2 далеко не всегда 4. Признак – никогда не имеет фиксированного значения, более того, его многочисленные возможные психологические интерпретации могут быть как благополучными, так и проблемными, все зависит от множества других факторов и от способности специалиста не упираться в шаблоны, а мыслить нестандартно, учитывая в процессе и степень выраженности, и отклонения, и сочетания, и пропорциональность явлений – все то, что никак не померить и не сосчитать.

Я думаю, что это легко понять, если знать, как работает хороший (не “по книжкам”) психодиагност или врач. Если бы все можно было измерить, то раньше или позже, такую профессию можно было бы полностью заменить на компьютерную программу.

Многие, не понимающие особенности графоанализа, высказывают ко мне “претензии” в духе “почему я по Вашим книжкам все делаю, а у меня не сходится (или плохо получается)?” Не книжки плохие, а умение, получив некие ориентиры и основы, работать, мысля самостоятельно.

Вы наверняка читали мои описания, я часто привожу примеры и иллюстрирую явления, и по стилю моих рассуждений, думаю, можно было заметить, какой процесс мог их сопровождать. Кроме явно патологических случаев, когда достаточно одного взгляда на почерк, и там “как по книжке” – в большей части почерков мы имеем дело в относительной нормой, и у нас нет точных вычислений или маркеров, где “написано”, как человек воспринимает мир, чем мотивируем, чего боится. Причина в том, что анализ почерка – процесс исключительно комплексный и многофакторный, каждый раз получается не шаблонная, а индивидуальная картина. Выводы, при простом вводе видимых переменных в компьютер, на выходе окажутся бредом, жизнеспособные заключения они могут рождаться только в голове живого эксперта. Правда, в голове шаблонно мыслящего получится примерно так же, как в компьютере…

Если уж как-то сравнивать, то чтобы быть хорошим специалистом в графоанализе, то нужно понимать, что он сравним не с “линейной” логикой, формальной, Булевой логикой (кстати, часто именно к ней аппелируют многие мужчины и ее считают символом мужской логики), а скорее с “фаззи логик” – сложной и многофакторной. Плюс самостоятельность, инновационность и нестандартность мышления.

Не буду сейчас касаться и творческого процесса при проведении консультации, он есть, но несравним с процессом анализа. Надеюсь, что даже если конкретно я или моя профессия никак не сможет Вас убедить в том, что женщина может быть не менее креативной, чем мужчина, то, возможно, сможет помочь задуматься и Вы хотя бы немного, теоретически, уже сможете это допустить.

Инесса Гольдберг